Мировой рынок готового бизнеса, или же, как его принято называть на Западе, рынок M&A (слияний и поглощений) считается одним из наиболее интеллектуальных видов предпринимательской деятельности, а профессия «бизнес-брокер», - наряду с такими профессиями как «адвокат», «банковский служащий», «финансовый консультант» - является уважаемой, доходной и престижной. В этом контексте, наш отечественный рынок готового бизнеса можно считать зеркалом, отражающим степень развитости (или неразвитости, как кому нравиться) в Беларуси рыночных отношений и предпринимательского сообщества.
История рынка готового бизнеса в Беларуси начинается с начала 21-го века, когда состоялись первые сделки. Точной статистики нет, однако, в докризисный период (2006-
Если говорить о специфике этого сегмента рынка сегодня, то отчетливо просматриваются его следующие характерные особенности:
-во-первых, неструктурированность рынка и полное отсутствие конкуренции. За время своего развития, белорусский рынок готового бизнеса так и не вышел из младенческого состояния. До сих пор большинство сделок совершается в Минске, относительно редки сделки в областных центрах, и единичными эпизодами является купля-продажа готового бизнеса на периферии. В настоящее время насчитывается не более 5 бизнес-структур, которые регулярно, либо эпизодически, работают на этом рынке без какой-либо отраслевой специализации, причем, отнюдь не являясь конкурентами. Более того, не будет большим преувеличением, если сказать, что сегодня этот рынок держится на конкретных людях, наработавших определенный опыт сопровождения сделок с объектами готового бизнеса;
-во-вторых, неразвитая институциональная среда – то есть система формальных и неформальных «правил игры» на рынке. Сегодня в Беларуси нет специального законодательства, регулирующего порядок проведения сделок купли-продажи объектов готового бизнеса, определяющего требования как к продавцу и покупателю, так и к бизнес-брокеру. Поэтому приходится ориентироваться как на нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь, так и на свой здравый смысл. Не сложилась также и общепринятая практика подготовки и проведения сделок, формирования продажной цены, порядок оплаты дополнительных и посреднических услуг;
-в-третьих, неразвитая культура ведения бизнеса. В западной, да и в российской практике сделок M&A (слияний и поглощений), как правило, добросовестный продавец проводит предпродажную подготовку бизнеса, включающую аудит всех видов и оценку бизнеса. Именно в этом случае формируется некая относительно адекватная стоимость продаваемого бизнеса. У нас такая практика - скорее исключение, нежели правило, ибо продавец психологически не готов оплачивать такие услуги, поэтому бизнес-брокер берется сопровождать сделку в том случае, если продажная стоимость бизнеса примерно соответствует рыночной цене объектов-аналогов. Кроме того, достаточно часто, если не сказать больше, готовый бизнес выставляется на продажу отнюдь не на пике своей доходности, к тому же, зачастую еще и будучи обремененным определенными проблемами. В этом - ключевой риск, как для покупателя, так и для бизнес-брокера, как добросовестного посредника – не всегда ясно, насколько бизнес «чист и прозрачен»…Сюда же добавляется и правовая неосведомленность, и наличие специфической психологии у немалой части представителей белорусского малого бизнеса.
Приведу ряд примеров, иллюстрирующих специфику работы на этом рынке:
Пример №1. За 2,5 года работы мне довелось столкнуться примерно с полусотней ИП (индивидуальных предпринимателей) возжелавших продать свой бизнес – как правило, парикмахерскую, солярий или свадебный салон. При этом абсолютное большинство таких «объектов» размещались в квартирах – собственных или съемных. На мои доводы, что ИП как организационно-правовая форма бизнеса продаже не подлежит, продавцы сильно удивлялись, а кое-кто и возмущался моей несговорчивостью…
Пример №2. В апреле
Пример №3. В феврале
Полный вариант статьи опубликован в последнем номере журнала “Финансовый директор”.
Источник: ЭКОНОМИКА.BY
От имени редакции и посетителей портала выражаем благодарность автору за согласие разместить эту статью на портале ЭКОНОМИКА.BY
Предыдущие публикации Дмитрия Крупского:
Крупский Д. Qwerty-эффекты и модернизация страны: уроки для Беларуси / портал ЭКОНОМИКА.BY. 2010.