Как за пять лет в шесть раз увеличить оборот «чистых» продуктов на рынке и нужна ли белорусам картошка — американский аграрий Шеферд Огден изучил опыт белорусских коллег и нашел позитив в колхозной системе.
Несколько десятилетий назад, забросив журналистику, Шеферд пошел по стопам своего дедушки и занялся органическим сельским хозяйством. Теперь, как он сам признается, это приносит не просто удовольствие, но и неплохой доход.
В рамках образовательной программы «Волонтеры в агробизнесе», организованной представительством CNFA в Беларуси, специалист приехал в нашу страну поделиться секретами успеха и передать часть своего опыта белорусским аграриям.
— В Беларуси органическое сельское хозяйство — явление новое. Оно развивается не больше пяти лет благодаря энтузиастам. Сколько времени понадобится, чтобы люди — и фермеры, и потребители — «созрели»?
— В Америке органическое сельское хозяйство начало развиваться много десятилетий назад. У истоков стояли фермеры возраста моего дедушки. Для сравнения: я начал заниматься этим видом земледелия в 1970-х. До национального масштаба движение «органических» фермеров выросло в 1980-х годах, к 2000-му — появилось законодательство в этой сфере. И после этого за пять лет оборот биопродукции на рынке вырос с 5 до 30 миллиардов долларов.
Однако системы государственного управления в Беларуси и США сильно отличаются. Мне трудно сказать, какая из них эффективнее. Но мне кажется, что в Беларуси можно во благо использовать административную систему управления. Если будет политическая воля — прогресс в этом направлении будет куда более быстрым, чем в США.
— Вам кажется, чтобы преодолеть разрыв в десятки лет, белорусскому органическому сельскому хозяйству достаточно получить государственное «благословение»?
— В Америке есть пословица: один размер для всех не подойдет. В белорусской системе есть такой минус — всех чешут под одну гребенку. Меж тем, универсального способа не существует. Кабинетное решение может не подойти для того или иного региона страны. Это нужно учитывать, анализировать ситуацию на местах. И только потом предлагать инновации.
— Вы побывали в различных сельскохозяйственных регионах страны. Что хотели бы порекомендовать своим белорусским коллегам?
— Следует опираться на крупные сельскохозяйственные предприятия, которые стали наследниками советских колхозов. У них есть хорошая производственная база. По сути, они могли бы продолжать делать то, что делали, только более экологично.
С другой стороны, борцы за сохранение окружающей среды могут начать строить новую систему выращивания овощей и фруктов — это значительно повысит качество продуктов на рынке.
Не хочу никого обижать, но сейчас у вас в магазинах продаются ужасные на вкус помидоры. Они «картонные»! У нас такое было 20 лет назад, но желание потребителей есть натуральные продукты поспособствовало тому, что сельское хозяйство стало «чистым».
— В сезон любой дачник мог бы с вами поспорить, а зимой на прилавках в Беларуси помидоры тепличные… Кстати, с какой грядки посоветуете начать свой бизнес белорусскому «органическому» фермеру, чтобы остаться в выигрыше? Что сегодня наиболее выгодно выращивать?
— Можно реализовать все, главное — найти своего покупателя. Например, традиционная для вашей страны дачная продукция будет продаваться хорошо, особенно среди тех, кто не имеет собственных участков земли. Однако иногда полезно и подумать: нужна ли кому-то ваша картошка, если вокруг ее все и без вас выращивают?..
Автор: Ольга Астапович
Источник: Завтра твоей страны