wrapper

Новости - слайдер на главной

Доля проблемных активов белорусских банков выросла до 14,8%. Тем не менее, и это официально подтвержденное высокое значение, по мнению МВФ и отдельных аналитиков, может оказаться заниженным. Например, по оценке экспертов НИУ ВШЭ, «около половины долга госпредприятий с гособеспечением не обслуживается». Если это так, то в действительности доля проблемных активов банковского сектора может составлять по примерным расчетам 22,8%.

На 1 сентября 2016 г. доля проблемных активов (необслуживаемых кредитов и займов) белорусских банков составляла 14,8% (на начало 2016 г. – 6,8%, на начало 2015 г. – 4,4%). Опыт кризиса банковских систем других стран указывает на то, что значение этого показателя свыше 10% указывает на наличие кризиса банковского сектора, а значение в диапазоне 10-30% свидетельствует о том, что он в любой момент может утратить устойчивость. В этом случае ему потребуется поддержка со стороны правительства и бюджета. 

Кризис в первую очередь может затронуть крупные госбанки. За последние 12 месяцев проблемные активы у госбанков выросли в 3,7 раза, в то время как у банков с иностранным капиталом – в 1,7 раза (рис. 1). Доля проблемных кредитов госбанков в общем объеме проблемных кредитов всего банковского сектора выросла с 50,8% на 1 июля 2015 года до 67,5% на 1 июля 2016 года. 

 

Рис. 1. Проблемные активы госбанков и банков с иностранным капиталом в Беларуси, млрд. BYN

Госбанки последними ощутили влияние кризиса. Еще в 2015 году они имели наименьшую долю проблемных активов по сравнению с иностранными и частными банками (рис. 2). 

 

Рис. 2. Доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску

Примечание. BoP – на начало периода

Однако сокращение объемов кредитования госпрограмм, что отражает также сокращение субсидирования Минфином процентных ставок по банковским кредитам (рис. 3), привело к ситуации, когда госпредприятия не могут, как ранее, за счет новых кредитов и займов рефинансировать погашение старых долгов. Весной этого года зампред председателя правления Нацбанка Дмитрий Лапко сообщал, что если в 2015 году часть проблемных кредитов предприятий-должников в рамках так называемого клуба кредиторов (106 валообразующих предприятий) была рефинансирована в объеме 6,5 млрд. BYN, то в 2016 г. лишь на сумму 0,96 млрд. BYN (при заявке – 13,5 млрд. BYN).

 

Рис. 3. Субсидирование Минфином процентных  ставок по банковским кредитам

Проблема заключается еще и в том, что, по мнению МВФ и отдельных аналитиков, официально озвучиваемый объем проблемных кредитов занижен. Одна из причин заключается, в том, что в 2013 году кредиты, выдаваемые предприятиям под гарантии правительства и местных властей, были выведены из активов, подверженных рискам.  Они были отнесены к первой безрисковой группе. В настоящее время 19% кредитного портфеля банков составляют именно такие кредиты. Часть из них также могут являться проблемными (например, известно, что местные власти в массовом порядке не исполняют гарантии), но в официальном показателе не учитываются. 

По оценке экспертов российского Центра развития ВШЭ, «около половины долга госпредприятий с гособеспечением не обслуживается». Если это так, то в действительности доля проблемных активов банковского сектора может составлять 22,8%. 

В любом случае, как отмечают аналитики ВШЭ, «просроченная задолженность в банках растет, и есть вероятность того, что потребуется докапитализация из бюджета». В этих условиях «бюджет будет вынужден потратиться в этом или следующем  году  на  спасение  банков  и  покрытие  убытков».  Косвенно это недавно подтвердил первый заместитель председателя правления Нацбанка Тарас Надольный, заявив, что «вопросы, которые могут у банков возникать, мы идентифицируем и пытаемся их решать посредством дополнительной капитализации за счет бюджета».  

Однако возникает вопрос: способно ли правительство в случае необходимости оказать поддержку банковскому сектору? Согласно прогнозу аналитиков S&P эту способность можно оценить как неопределенную. Дело в том, что  спад в экономике и девальвация национальной валюты сделали весьма напряженным процесс погашения госдолга в иностранной валюте. Государственный долг в иностранной валюте в расширенном определении (учитывая долг госпредприятий и госбанков) на 1 августа 2016 года по оценке CASE Belarus составлял 26 млрд. USD или 53% к ВВП. 

На его погашение в 2017 году планируется направить из республиканского бюджета 2,3 млрд. USD, что на 20% больше чем в нынешнем  году. При этом ожидается, что доходы республиканского бюджета в номинальном выражении вырастут в 2017 году лишь на 6%. Долговая нагрузка на бюджет будет расти, и в 2017 году доля расходов республиканского бюджета, которая будет направлена на погашение госдолга, составит рекордную величину – 28,6%.

В этих условиях принять на себя проблемные активы госбанков (долги госпредприятий) правительству может оказаться не под силу. Иначе у него могут возникнуть проблемы с обслуживанием своего собственного госдолга в иностранной валюте. Причем при таком сценарии развития опять же может пострадать банковский сектор. Дело в том, что в кредитном портфеле банков находятся валютные облигации Минфина и Нацбанка на сумму 5,2 млрд. долларов, которые предстоит погасить до 2020 года (рис. 4).

 

Рис. 4. Валютные облигации Минфина и Нацбанка в портфеле банков

Как отметил научный сотрудник BEROC Дмитрий Крук на портале TUT.BY в передаче «Экономика на пальцах», в докладе МВФ «впервые показано взаимодействие между проблемой госдолга и банковской системой. У нас очень сильно банковская система накачивалась государственными ценными бумагами. (…) У нас уже проблемные активы высокие, но это без учета госдолга. Считается, что та огромная часть активов, которая сформирована в госдолге, она по умолчанию считается хорошей, даже с учетом госдолга в иностранной валюте». Между тем, «одна из рекомендаций МВФ – это повысить степень риска по госдолгу, номинированному в иностранной валюте. Сейчас долг, который у банков находится в большом объеме, учитывается в банковской деятельности как заведомо хороший и под него не создаются резервы. И сам этот долг, поскольку капитал многих госбанков сформирован за счет облигаций, и есть тем ликвидным резервом, за счет которого в случае необходимости придется нейтрализовать убытки. Тогда спрашивается, а что произойдет в один прекрасный момент, если вдруг окажется, что реальное качество облигаций намного ниже, чем прописано на бумаге?», отмечает Дмитрий Крук.

«Ситуация, в которой мы уже сегодня есть, она уже не настолько проста. Хорошо, что это Нацбанк отчасти признает и ведет себя достаточно верно», считает эксперт BEROC. 

По его мнению, «проблема управления проблемными активами, в том числе выделения этих проблемных активов, сегодня принимает стратегический характер. Это пункт номер один сегодняшней повестки дня. Нужно дать ответ на главный вопрос: кто примет на себя убытки в белорусской экономике? И отсюда еще один вопрос:  что делать с предприятиями, которые несут эти убытки? Тактика: давайте переждем, вдруг рассосется само и затягивать ситуацию, чтобы поддержать базовый сценарий, не сработает. Она ведет к тому, что ситуация будет развиваться по более худшему сценарию. Это будет рукотворная ситуация, связанная с игнорированием тех проблем, которые у нас есть».

Автор: Владимир Акулич

Источник: EKONOMIKA.BY

Картинка на заставке: http://erkindik.kz/banki-vs-narod/

Другие новости по теме

КРУПНЫЕ БАНКИ УХУДШИЛИ ПОКАЗАТЕЛИ ПО ПРИБЫЛЬНОСТИ В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ

S&P: БАНКОВСКИЙ СЕКТОР БЕЛАРУСИ ПО РИСКАМ НАХОДИТСЯ НА ОДНОМ УРОВНЕ С УКРАИНОЙ И ГРЕЦИЕЙ

АНАЛИТИКИ MOODY’S СОХРАНЯЮТ НЕГАТИВНЫЙ ПРОГНОЗ ПО БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ БЕЛАРУСИ

 

1 Comment

  • Comment Link Виктория Friday, 03 March 2017 12:34 posted by Виктория

    Хорошая и полезная статья. Спасибо за информацию!

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

http://ekonomika.by

For customize module in special position

http://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family