Минувший год заставил белорусов изрядно затянуть пояса, отказывая себе в ставших уже привычными продуктах. Соки, оливки, маслины, кондитерская продукция из повседневных перешли в «праздничный» набор. Меньше стали покупаться и новинки – потребители не готовы экспериментировать с ассортиментом в условиях ограниченных финансовых возможностей. По этой же причине отмечалось падение спроса на экономичные упаковки товара. Произошли подвижки покупателей и в ценовых сегментах. Из сегмента «Премиум» многие клиенты перешли в «Средний+», из него -- в «Средний», а покупатели среднего ценового уровня -- в эконом-формат.
Не меньше досталось рознице и от государства. Политика поддержки отечественного производителя, проходившая под лозунгом «Купляйце беларускае!» привела к уменьшению ассортимента товаров в магазинах. Так, по некоторым позициям до сих пор наблюдается дефицит продукции (к примеру, алкоголя, чая, кофе и др.), поскольку равнозначного импорту предложения просто нет.
Пострадала розница и от создания институтов специмпортеров. Так, с рынка ушли некоторые известные алкогольные брэнды. «Раскручивать» же новые марки государственные специмпортеры пока не готовы.
Не скрывают ритейлеры и факты лоббирования продукции отечественных производителей со стороны местных властей. Это проявляется как в рекомендациях о размещении товаров на более привлекательных полках, так и в закупках продукции определенного производителя. Бороться с этим явлением частному бизнесу практически невозможно, ведь в руках у местных чиновников мощный регулятор в виде… ужесточения санитарных и пожарных мер.
Подробнее о белорусском ритейле читайте в свежем номере журнала «Дело», главная тема которого -- «Продукты питания». А из рубрики «Личный капитал» вы сможете узнать, как и где белорусу можно стать долларовым миллионером.
Источник: Дело