wrapper

Новости - слайдер на главной

25-11-14В последнее время все больше разговоров ведется о принятии Дерективы № 4, которая, по идее, должна облегчить жизнь предпринимателям Беларуси, сняв с них бремя излишних налогов и упростив порядок ведения бизнеса. Пока же, по оценке Всемирного банка, Беларусь занимает лишь 68 место по индексу легкости ведения бизнеса, оказавшись рядом с Ганой и Намибией.

 

Что такое либерализация по-белорусски, попробовали разобраться представители министерств и независимые эксперты, собравшиеся в студии программы "Выбор".

По мнению самих предпринимателей, работать и зарабатывать в Беларуси можно, но бизнес-климат, существующий в нашей стране, оставляет желать лучшего. Открыть свое дело под силу каждому, однако формальности, налоги и административный контроль мешают развитию малого бизнеса.

На вопрос интерактивного голосования ОНТ "Готовы ли вы начать бизнес в Беларуси?" подавляющее большинство телезрителей (85%) ответили отрицательно. И только 15% участвовавших в голосовании согласны вести собственный бизнес. Для сравнения, во Франции готовы начать свое дело 24%, в Китае - 60 %.

Независимый эксперт Леонид Заико объясняет такие тенденции нежеланием белорусов рисковать и брать на себя заботы о собственном деле в условиях, когда спокойнее и почти так же выгодно работать на государственном предприятии, не заботясь о взаимоотношениях с государством и собственном завтрашнем дне. Тем более, обращает внимание эксперт, безработица в стране по официальным данным составляет менее 1%, поэтому необходимости начинать свое дело у белорусов нет.

Представители Министерства экономики, Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам считают ситуацию с предпринимателями в стране не критической и высказывают уверенность, что бизнес-климат существенно улучшится с принятием Директивы о либерализации.

С одной стороны, необходимо использовать деловую активность населения и дать возможность желающим организовать и вести свое дело. С другой - к изменениям в экономике толкает и финансовый кризис, так или иначе затронувший экономику всего мира и Беларуси в том числе. Сам проект Директивы № 4 вселяет надежду и в предпринимателей, но они сомневаются, будет ли он действовать. И тем не менее, по мнению экспертов, государство должно осознать важность предпринимательской деятельности для развития страны, поэтому возникает насущная необходимость расставить приоритеты и трансформировать политическую власть в экономическую.

По официальным данным, число рабочих мест в частном бизнесе с каждым годом неуклонно растет. В то же время, как сообщает статистика, в 2008-2009 годах частных предприятий было создано меньше, чем раньше. Откуда взялись новые рабочие места? В ходе программы вопрос остался открытым.

На сегодняшний день в Беларуси работает 310 тысяч малых предприятий.  20,4 % населения заняты в малом бизнесе, но они приносят 19% всех налогов, формируя 11,3% ВВП Беларуси. И даже в кризисный год эта доля выросла на 2%.

По мнению предпринимателей, в Беларуси существует ряд препятствий на пути малого бизнеса, которые давно не существуют во всем мире. Ряд налогов должен быть отменен, необходимо упростить порядок оформления документов, в первую очередь отменить бланки строгой отчетности, которые поражают западных партнеров, зарубежных инвесторов, не знакомых даже теоретически с подобной формой ведения бизнеса.

Представители Министерства по налогам и сборам говорят о возможности отмены ряда документов, но этот процесс пока дело времени.

Однако если министерство считает, что бланки и так упрощены, то предприниматели хотели бы иметь возможность оформлять документы в свободной форме. Тем более что в соседних России и Украины таких формальностей уже нет.

Отталкивают западных партнеров и многочисленные налоги, которые необходимо платить с полученной прибыли. Цель любого бизнеса - получение прибыли, а налоговая нагрузка на малый бизнес в Беларуси иногда доходит до 80% прибыли предприятия. В Министерстве по налогам и сборам говорят, что в эту сумму входят экологический, социальные налоги, средняя же налоговая нагрузка на предприятие составляет около 47%, но она, по мнению экспертов, все равно должна быть ниже, составляя не более 30-40% от прибыли.

По вопросу налогов, часть которых планируется отменить, единого мнения тоже нет. Представители министерств расходятся во мнениях даже о количестве налогов, которые уйдут в прошлое с принятием директивы. Независимые эксперты же считают, что нужно не спорить о налогах, а произвести административную реформу и изменить отношение общества к бизнесу.

Изменения в сфере малого бизнеса, считают предприниматели, происходят формально: изменяется название, а ситуация остается прежней. Проверки заменили понятием "мониторинг", лицензирование - "внесение в реестр", существенных изменений для предпринимателей от этого не происходит.

И тем не менее, чиновники возлагают большие надежды на малый бизнес. Заместитель министра экономики Беларуси Андрей Тур высказал мнение, что доля малого и среднего бизнеса в ВВП Беларуси, которая сейчас составляет 11,2 %, вырастет к 2015 году до 1/3. Чиновники ожидают резкого увеличения доли малого бизнеса, а предприниматели - упрощения ведения бизнеса и диалога с государством, однако боятся, что уточнения и запреты задним числом убьют идею Директивы о либерализации и вернут ситуацию в прежнее русло, несмотря на то, что в самом документе  прописан запрет принятия решений задним числом.

В нашей стране, по мнению экономиста Леонида Заико, существует так называемый "бизнес зайцев", когда организуется и не развивается в качественном отношении большое количество малых предприятий. В то время как во всем мире существует "бизнес слонов", заключающийся в идее роста и развития существующего малого предприятия.

Для активизации развития малого бизнеса эксперты предлагают снизить налоговое бремя, отменив налог на прибыль и НДС. Если США может позволить себе обсуждать введение НДС, поскольку имеет высочайший уровень ВВП, то Беларуси стоило бы пойти на отмену налогов, стимулируя людей к созданию собственных предприятий и ведению бизнеса, что в конечном счете позитивно отразится на развитии экономики Беларуси. В качестве примера независимые эксперты приводят Китай, где в свое время малые предприятия получили полную свободу развития и деятельности, что привело к расцвету китайской экономики.

Предприниматели обращают внимание и на тот факт, что их работе часто мешают органы местной власти. Если государственные предприятия пользуются льготами и дотациями, то жизнь представителям малого бизнеса пытаются только усложнить, заставляя работать по указке исполкомов, закупая определенное сырье и устанавливая продиктованные сверху цены. Предприятиям невыгодно работать с малыми объемами заказов, необходимых индивидуальным предпринимателям и частным компаниям, они часто требуют большую предоплату, что не по силам начинающим бизнесменам.

Экономист Сергей Чалый высказывает мнение, что в Беларуси мало настоящих предпринимателей, готовых идти на риск ради прибыли. Развитие предприятий идет за счет льгот при условии дружбы с государственными структурами. Хотя в проекте Директивы есть норма об отмене указаний, предприниматели сомневаются, что это положение будет выполняться на местах.

В этих условиях белорусы боятся идти в бизнес. По мнению экспертов, ведут собственные дела люди, начавшие бизнес в 90-е годы, которые не могут уже его бросить. Сегодня бизнес начать значительно сложнее. Если еще 5 лет назад начальный капитал мог составлять 3000 долларов, сейчас думать о начале бизнеса можно, только имея 12 000-13 000 долларов.

Представители Министерства экономики считают, что либерализация учитывает проблемы бизнеса, сами предприниматели в этом пока сомневаются.

Опыт других государств доказывает, что делать ставку на развитие малого бизнеса выгодно и перспективно. Например, польская экономика держится на малом и среднем бизнесе: доля малого бизнеса в ВВП страны составляет 50%. В стране зарегистрировано 1 млн 900 тысяч частных фирм, из которых только 3,5 тысячи считают себя крупными, 99% относят себя к малому и среднему бизнесу. Основные сферы деятельности: торговля, посредничество, оказание услуг и строительство.

Причем существует взаимодействие между крупными фирмами и малыми партнерами, когда компания договаривается о крупном заказе и передает его на реализацию своим более мелким партнерам. На Варшавской фондовой бирже существует альтернативная площадка для малых компаний. В Интернете - новая площадка для развития малого бизнеса, начинающие компании могут в течение нескольких лет пользоваться льготами при открытии виртуального магазина.

Проблемы есть и за рубежом: в первую очередь это необходимость наличия начального капитала, бюрократизм, формальности. И тем не менее опыт соседнего государства доказывает важную роль деятельности малого бизнеса в развитии экономики страны.

Независимые эксперты считают необходимым поднять энтузиазм населения, бизнес должен стать национальным приоритетом. Государственный сектор экономики должен сократиться, уступив место представителям малого и среднего бизнеса. Дотирование нерентабельных предприятий и хозяйств - тупиковый путь, ведущий только к лишним тратам государственных средств. В то же время неравенство форм хозяйствования, когда дотируется государственный сектор и облагается налогами частный бизнес, приводит к пассивности населения и нежеланию открывать собственное дело.

Открытым остается и вопрос найма работников индивидуальными предпринимателями. Если в проекте Директивы о либерализации эта норма была, то в проекте, переданном в Администрацию президента, все осталось по-старому: работать у ИП могут только родственники.

Эксперты в студии разошлись во мнениях, даст ли Директива о либерализации свои плоды. Представители министерств уверены в ее эффективности, предприниматели боятся, что это будет лишь косметическое вмешательство в экономику страны, а независимые эксперты считают, что государство должно прислушиваться к нуждам предпринимателей при разработке законодательных актов.

 

Автор: Инна Вишневецкая

Источник: OPEN.BY


Tagged under
  • ,

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family