wrapper

Новости - слайдер на главной

11-03-13-18В белорусско-китайских отношениях обозначились тенденции, которые указывают на серьезные проблемы в двустороннем сотрудничестве. Так, наверное, впервые с 2011 года белорусская сторона начала настойчиво поднимать вопрос об огромной диспропорции между китайским импортом в Беларусь и белорусским экспортом в Китай.

Как отмечается в очередном выпуске Белорусского внешнеполтитического индекса BISS, охватывающего период январь – февраль 2013 года, в 2012 г. белорусский экспорт в Китай составил 433,6 млн. долларов, снизившись по сравнению с 2011 г., когда он достиг цифры 636,6 млн. Более того, даже в 2010 г. экспорт в Китай был выше, чем в 2012 г. – 475,8 млн. долларов. Китайский импорт в Беларусь в 2012 г. составил 2367,9 млн. долларов, увеличившись по сравнению с 2011 г., когда эта цифра составляла 2193,9 млн. долларов. Таким образом, отрицательное сальдо в торговле с Китаем для Беларуси увеличилось с 1565,4 млн. долларов в 2011 г. до 1934,3 млн. долларов в 2012 г.

Эксперты Белорусского института стратегических исследований (BISS) подчеркивают, что по итогам 2013 г. отрицательное сальдо, по-видимому, увеличится еще больше, так как Китаю удалось значительно снизить закупочную цену на белорусские калийные удобрения – с 470 до 400 долларов за тонну. С учетом того, что в первом полугодии 2013 г. Белорусская калийная компания планирует поставить в Китай от 700 тыс. до 1 млн. тонн удобрений, потери от снижения цены составят, соответственно, от 49 до 70 млн. долларов.

Стремительный рост отрицательного сальдо в торговле с Китаем происходит на фоне беспрестанных заявлений провластных белорусских аналитиков о стратегическом характере белорусско-китайских отношений и о серьезных перспективах развития дальнейшего сотрудничества. Как видно, эти заявления все больше и больше вступают в противоречие с реальностью, о чем в мягкой форме дважды на протяжении рассматриваемого периода был вынужден заявить белорусский МИД устами В. Мацеля, считающегося одним из ведущих специалистов в стране по Китаю. Конечно, белорусская сторона подчеркнула свои намерения нарастить экспорт за счет другой продукции, однако маловероятно, чтобы эти планы были осуществлены на практике.

Второй значимой тенденцией, считают эксперты BISS, стало дальнейшее нарастание проблем с поставленным некачественным китайским оборудованием. Так, несмотря на отрицание проблем с китайской турбиной на Минской ТЭЦ-5, концерн «Белэнерго» выступил с заявлением о том, что ремонт энергоблока №1 на ТЭЦ-5 продлится до середины марта 2013 года. По оценкам ряда специалистов, китайское оборудование поставляется по завышенным ценам, отличается невысоким качеством и имеет очень небольшой гарантийный срок. Все это позволяет предположить, что в течение ближайшего года-двух эти технологические проблемы будут усугубляться, что скажется и на состоянии белорусско-китайских отношений.

Рост отрицательного сальдо (то есть, фактически вымывание валюты из страны в Китай) и нарастающие проблемы с китайским оборудованием происходят на фоне заявлений о многомиллиардных китайских инвестициях и кредитах, которые позволят провести модернизацию белорусской экономики. Так белорусский президент 15 января на пресс-конференции для отечественных и зарубежных СМИ заявил о наличии китайской кредитной линии в размере 16 млрд. долларов. Информация о реальных заявленных кредитах выглядит куда скромнее – 22 января МИД Беларуси заявил о намерении Государственного банка развития Китая предоставить кредитные ресурсы в размере до 1,5 млрд. долларов для финансирования проекта Китайско-белорусского индустриального парка (КБИП).

Реально выделенные финансы со времени открытия кредитной линии составляют гораздо меньшие суммы. Что касается периода мониторинга BISS, то 9 января китайская сторона подписала обязательство предоставить Правительству Республики Беларусь безвозмездную помощь в размере 100 млн китайских юаней, что составляет около 16 млн. долларов США. Параллельно продолжается выделение китайского льготного покупательского кредита в сумме 280,87 млн. долларов, предоставляемого Экспортно-импортным банком Китая по кредитному соглашению с белорусским правительством для реализации проекта по созданию национальной системы спутниковой связи и вещания Беларуси. Эксперты подчеркивают, что этот проект имеет определенное военно-стратегическое значение. Таким образом, в сухом остатке в рассматриваемый период зафиксированы 16 млн. долларов безвозмездной помощи и около 281 млн. долларов кредитных ресурсов за проникновение китайцев в высокотехнологический сектор белорусской оборонной промышленности.

Крупнейшим белорусско-китайским проектом остается КБИП. В январе-феврале 2013 г. значимого прогресса, кроме выше указанного заявления о намерении предоставить кредит в размере 1,5 млрд долларов, в реализации этого проекта не наблюдалось. Оставаясь самой масштабной в белорусско-китайских отношениях, эта инициатива одновременно вызывает и наибольшее число вопросов. Так, непонятным остаются источники (поиском инвесторов должна заниматься китайская сторона) заявленного финансирования в размере 30 млрд долларов. Для сравнения, по оценке Министерства экономического развития России, к 2020 г. китайские инвестиции в Россию должны возрасти с 2,921 млрд. долл. в 2012 г. до 12 млрд долл. В связи с этим сумма в 30 млрд. долларов выглядит весьма сомнительной.

Еще одним не вполне понятным китайско-белорусским проектом является строительство завода по сборке китайских легковых автомобилей, которое начнется в сентябре 2013 года в Борисовском районе. Беларусь уже имеет достаточно печальный опыт подобных проектов (автомобили «Форд» и «Саманд»), который, безусловно, учитывается китайскими партнерами. Непонятно, какие гарантии потребовал Китай для реализации этого проекта.

Неясным остается и рынок сбыта. Безусловно, чтобы быть рентабельным, это производство должно быть ориентировано не только на Беларусь, но на всю зону ЕЭП. Однако Россия недвусмысленно продемонстрировала готовность защищать своего производителя автомобилей, а российские официальные лица неоднократно выступали с критическими заявлениями в адрес проекта по сборке китайских автомобилей в Беларуси. К сожалению, более подробная ситуация по этому вопросу в открытых источниках отсутствует. Можно сделать вывод, что мы, вероятно, имеем дело с очередной непрозрачной схемой, которая рано или поздно приведет к скандалу либо в белорусско-китайских, либо в белорусско-российских отношениях.

Эксперты BISS считают, что в ближайшие два-три месяца продолжится проникновение китайского капитала в белорусскую банковскую сферу и в область высокотехнологической промышленности. Но каких-либо прорывов в реализации наиболее значимых белорусско-китайских проектов (КБИП) ожидать не следует, равно как и выделения значимых китайских кредитов.

В более долгосрочной перспективе следует ожидать определенного ухудшения двусторонних отношений, которое, судя по всему, начнется с цепочки технологических проблем в эксплуатации китайского оборудования. Полный текст мониторинга можно прочитать на сайте BISS.

 

Источник: BISS

 

Tagged under
  • ,

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family