Активному развитию инноваций в Беларуси препятствует низкая инновационная восприимчивость предприятий. От-носительно высокое стремление и способность к обновлению производства проявляет только 40% управленческого персонала и не более 30% инженерно-технического персонала. В полной мере обладает конъюнктурно-рыночной информацией в сфере своих производственных интересов только лишь около 20% промышленных предприятий. Пред-приятия недостаточно применяют методологию инновационной деятельности и как следствие проявляют свою неспо-собность к восприятию инноваций.
По оценкам экспертов для успешного продвижения инновационных проектов в Беларуси должно быть в наличии около 7 тысяч специалистов в области управления инновациями. В настоящее время необходимо уделять особое внимание подготовке высокопрофессиональных специалистов в области инновационного менеджмента, участию белорусских специалистов в международных стажировках, обмену опытом.
В Беларуси должна быть создана соответствующая среда для инновационного малого бизнеса, то есть когда научные идеи превращаются в продукт, который можно будет потом выпускать на рынок. Чтобы создать такую среду необходимо создавать технопарки. Причем законодательство для создания технопарков в Беларуси есть. И это законодательство действительно позволяет сегодня в технопарках создать тепличную среду, которая позволит растить этот новый, начинающий бизнес.
На сегодняшний день из инновационной инфраструктуры в Беларуси достаточно развита система центров трансфера технологий. Центры трансфера технологий успешно работают при Министерстве образования в структуре высшей школы. На сегодняшний день в системе образования Беларуси их насчитывается 28.
Центры трансфера технологий как правило не ставят своей целью получение прибыли. Они занимаются формированием запросов и размещением технологических предложений, ведут постоянно обновляемые сайты, принимают участие в научно-технических выставках, формируют пакеты предложений для отечественных и зарубежных компаний, то есть осуществляют поиск деловых партнеров.
Если говорить о формировании линейки инструментов поддержки инновационного предпринимательства, о том, ка-кие инструменты нужно использовать, то, на взгляд Александра Калиновского, ничего не нужно изобретать. По мне-нию начальнику управления предпринимательства Мингорисполкома, «все уже изобретено и эти инструменты при-меняются в различных странах. Их надо взять и положить на наше законодательство и с ними работать».
Александр Калиновский также рассказал, что Мингорисполком готовится оказать финансовую поддержку малым инновационным предприятиям в продвижении своих продуктов на внешние рынки. На сегодняшний день Мингорисполком готовит решение о создании мобильной выставочной экспозиции, в которой могли бы принять участие 150-200 малых предприятий инновационной направленности с использованием в качестве поддержки на эти цели средств бюджета. И уже из этой коллективной экспозиции далее планируется вывозить порядка 20-25 выставок за рубеж.
Это решение связано с тем, что власти города в полной мере осознают, что малому инновационному бизнесу продви-гать свою продукцию самостоятельно достаточно сложно. Особенно когда необходимо куда-то выехать, на ярмарку или за рубеж, то они часто не в состоянии это сделать из-за ограниченности в средствах. Поэтому при поддержке Мингорисполкома будут готовиться коллективные стенды на самом высоком уровне с использованием на эти цели порядка Br150 млн. Это, по мнению Александра Калиновского, «более эффективные вложения, в том числе бюджет-ных средств, чем компенсировать часть каких-то затрат каждому субъекту. С нашей точки зрения, это наиболее пер-спективное направление и если мы его отработаем, то будем предлагать его в г. Минске и для тиражирования в другие области».
Автор: Татьяна Акулич
Источник: ЭКОНОМИКА.BY