Внешние займы: инъекция витаминов или долларизированный физраствор?
Обоснованием для займов являются затраты на проведение реформ, либерализация, стабилизация национальной экономики, оказавшейся в зависимости от внешних экономических факторов, снижение воздействия внешних рисков, сохранение золотовалютных резервов из-за необходимости поддержания курса национальной денежной единицы к иностранным валютам и т.д.
Рассмотрим один из самых ярких примеров проблем возврата государственных долгов – аргентинское «экономическое чудо» 1990-х годов. В то время большинство активов принадлежало государству. Частный бизнес жил по прогнозным показателям правительства, по темпам роста с жестким нормированием затрат и рентабельности. Правительство участвовало не только в ценообразовании, но и в политике оплаты труда, воспроизводства основных средств. Частник нес бремя ограничений, а госпредприятия получали субсидии и дотации из бюджета. «Стартовые» условия похожи с белорусскими.
Ориентация экономики Аргентины на внешний рынок, в дальнейшем либерализация импорта и жесткая привязка песо к доллару привели к быстрому падению доли многих отраслей аргентинской экономики на внутреннем рынке. У фирм начались проблемы с платежеспособностью, причем все убытки покрывало государство. Резкое уменьшение оборотов торгов акциями компаний на бирже: с 1994 г. по 1995 г. в 3,6 раза, а с 1994 г. по 1999 г. – в 10,2 раза. Происходило отмирание многих несырьевых, высокотехнологичных сегментов национальной экономики. В стране развивались преимущественно отрасли, ориентированные на производство аграрной продукции и ее экспорт.
Аргентина оказалась в очень уязвимом положении. С одной стороны огромный внешний долг требовал постоянного притока валютных поступлений (будь то доходы от экспорта, иностранные кредиты или инвестиции), а с другой – объем импорта все больше увеличивал потребность в иностранной валюте. Все больше росла зависимость финансовой системы от иностранного кредитования. Внешний долг увеличился с 61,3 млрд. долл. в 1991 году до 171,2 млрд. долл. в 2002-м.
Аргентинское «экономическое чудо» – это перераспределение собственности. Транснациональные корпорации с 1996 по 2000 гг. скупили около трети аргентинской экономики, изрядно упавшей в цене. Помимо продаж предприятия отдавались для списания задолженности перед корпорациями. Многие новые хозяева предприятий освобождались от налогов на 5-20 лет либо получали на это время 50-80 процентные льготы.
Были проданы нефтяные, металлургические компании, организации, обеспечивающие население водой, газом, электроэнергией. И это компании, находящиеся в сотне крупнейших фирм страны по объему продаж. Приватизирована национальная почтовая служба, крупнейшие АЭС и ГЭС, около 30 аэропортов и аэродромов. К 2000 г. в руки иностранцев перешло 70% банков страны. А в конце 1997 г. дело дошло даже до службы инспекторов, контролирующих процесс таможенной очистки и операций по вывозу импортных товаров, что явилось редким случаем в международной практике.
Аргентинское «экономическое чудо», то есть правительство страны и рекомендации от Международного валютного фонда, завело себя в тупик неверной бюджетной политикой, негибкостью цен и зарплат, не сочетавшейся с фиксированным обменным курсом национальной валюты и, распродав немалую долю национальных активов, осталось с много миллиардным внешним долгом.
Как упоминалось выше, «стартовые» условия республики Аргентины и Беларуси похожи. На 01.01.2001 г. внешний долг Беларуси составил 2 091,5 млн. долл., а на 01.10.2009 г. – 19 298,5. За 9 лет долг увеличился в 10 раз. Скорость притока внешних заимствований настораживает. Помимо роста величины самого долга стоит отметить и большой удельный вес краткосрочных займов в нем. У нас так и не получается выйти на политику длинных денег. Так на 01.10.2009 г. удельный вес краткосрочного долга составил 47,6% (9 187,4 млн. долл.), а это год, максимум два, и нужно будет отдавать.
За 2009 год мы получили от МВФ кредитов в сумме на 2,23 млрд. долл. по программе stand-by, причем в планах на 2010 год еще 1,4 млрд. В начале года взяли в долг у Венесуэлы 500 млн. долл. Получено 500 млн. долл. российского госкредита и обсуждается еще один такого же размера. Европейский банк реконструкции и развития готов предоставить кредит в миллиард евро, если правительство пойдет на помощь частному сектору и банкам. Во всех случаях правительство занимает позицию, при которой оно берет займы не из-за уже наступившего кризиса в финансовом секторе страны, а для создания так называемой «подушки безопасности в условиях глобального экономического спада».
Закончилось время нефтяных и газовых подарков от Кремля, резко сократился спрос на азотные и калийные удобрения, изменили свое направление цены на металлы, ранее беспрепятственный доступ на российский товарный рынок теперь таковым не назовешь. Появились проблемы с внешними валютными источниками кредитов и внутренними рублевыми. Отрицательное сальдо внешней торговли уверенно растет, сальдо текущего счета резко ухудшается, в банках не хватает ликвидности, предприятия теряют конкурентоспособность, выполнять бюджетные обязательства в таких условиях правительству становится крайне сложно. Тенденция роста дефицитов валюты, внешней торговли и платежного баланса сохраняется, население опасается девальвации, а правительство, имея более 70% всех активов страны и перераспределяя половину ВВП, планирует увеличивать кредиторскую задолженность и покорить очередной «долговой» Эверест.
В начале прошлого года в активный словарный запас белоруса вошли такие слова, как «девальвация» и «деноминация». С такой тенденцией развития экономики запас пополнится еще и «пролонгацией долгов», «рынком долговых обязательств», «санацией национальной экономики», «долговой ямой».
Автор: Василий Кучеров
Источник: ЭКОНОМИКА.BY