wrapper

Новости - слайдер на главной

04-08В преддверии Дней экономики Молдовы в Беларуси, которые пройдут 8-10 июня, эксперты Белорусской торгово-промышленной палаты проанализировали белорусско-молдовские хозяйственные связи и перспективы.

 

Молдова является важным торговым партнером Беларуси, занимая по объему двустороннего товарооборота четвертое место среди стран СНГ.

 

Товарооборот по итогам 2009 года составил $255 млн., что на 23,6% ниже показателя в 2008 году. Белорусский экспорт составил $170,4 млн. и сократился на 29,4%, импорт – $84,6 млн. и сократился на 8,6%.

 

Основными статьями белорусского экспорта в Молдову являются нефтепродукты, тракторы, плитка керамическая, шины, полиацетали, продукция деревообработки и мебель, битум, холодильники и морозильники, полимеры этилена, газовые и электрические плиты, лекарства, сахар, молочная продукция, удобрения минеральные, спички.

 

По результатам торговли в январе-апреле 2010 года товарооборот составил $63,1 млн. (109,7% к соответствующему периоду 2009 года). Белорусский экспорт составил $41,5 млн. (возрос на 34,1%, без учета нефтепродуктов и калийных удобрений – на 50,6%). Импорт товаров из Молдовы составил $21,6 млн. (сократился на 18,7%). Сальдо двусторонней торговли положительно для Беларуси и составляет $19,8 млн.

Динамика внешней торговли Беларуси с Молдовой, тыс. долларов США

 

Периоды

Т/оборот

Экспорт

Импорт

Сальдо

2002

86 562

43 203

43 358

-155

2003

104 018

55 880

48 138

7 742

2004

141 997

73 505

68 492

5 013

2005

174 552

102 213

72 339

29 873

2006

176 748

95 682

81 065

14 617

2007

226 484

144 551

81 934

62 617

2008

334 849

241 237

92 612

148 625

2009

255 023

170 381

84 642

85 739

2009 в % к 2008

76,4

70,6

91,4

январь-апрель 2009

57,6

30,9

26,6

4,3

январь-апрель 2010

63,1

41,5

21,6

19,8

январь-апрель 2010 в % к январю-апрелю 2009

109,7

134,1

81,3

На сегодняшний день в Молдове с участием белорусского капитала созданы следующие крупнейшие структуры ТПС: торговый дом «МТЗ-Лидер», торговая компания «Керамин», СП «Санта-Бриз» и СП «Вестойл». Одновременно в структуру белорусских ТПС входят более
60 молдавских компаний, реализующих белорусскую продукцию на основе дилерских договоров и контрактов.

Снижение экспорта в 2009 году связано с неблагоприятной ценовой конъюнктурой рынка нефтепродуктов – при возросших физических объемах поставок из Беларуси (+22,2%) стоимость упала на 29% (в 2008 году поставлено 168,3 тыс. тонн на $150,4 млн., в 2009 году – 205,7 тыс. тонн на $106,8 млн.).

 

Дополнительно $16 млн. или 63% общего снижения экспорта без нефтепродуктов сформировали 6 позиций: тракторы (падение на $8,7 млн. в 5 раз), плитка керамическая (падение на 14,6%, – 2,3 млн.), плиты ДВП (снижение на $1,8 млн., в 5 раз), грузовые автомобили (снижение на $1 млн., в 20 раз), сжиженный газ (недобор $1,2 млн.), газовые плиты (снижение на $1 млн., в 2 раза).

 

Обеспечен рост экспорта по 13 важнейшим позициям на $9 млн.: шины (на $1,6 млн.), молоко сгущенное и сухое ($1,5 млн.), масло сливочное ($1,5 млн.), удобрения минеральные смешанные ($0,7 млн.), полиацетали (0,5 млн.), тара пластмассовая ($0,5 млн.) яйца ($0,5 млн.), сыры ($0,5 млн.), морковь, свекла ($0,5 млн.), картофель (на $0,4 млн.), сахар ($0,3 млн.), спички ($0,2 млн.), чулочно-носочные изделия ($0,2 млн.).

 

В 2009 году поставлено 2328 тонн молочной продукции на сумму $5 млн. (2008 год – 691,1 тонна на $1,47 млн.). Обеспечен рост физических и стоимостных объемов поставок в 3,4 раза.

 

Импорт в основном представлен продукцией пищевой промышленности (вина виноградные, крепкие спиртные напитки, масло подсолнечное) и сельского хозяйства (семена кукурузы, овощи и фрукты).

 

Об использовании ограничительных мер в двусторонней торговле

 

Основным документом, направленным на защиту молдавского рынка сахара белого, является Закон Республики Молдова от 20.12.2007 №289-XVI «О применении защитной меры», который вступил в силу с 16 февраля 2008 года. Период действия защитной меры, которая в
2010 году составляет 37%, но не менее 105 евро за тонну, – 4 года.

 

В результате цена на весь импортируемый в Молдову сахар увеличивается более чем на 50%, что делает импортную (в том числе, белорусскую) продукцию неконкурентоспособной.

 

Вместе с тем, несмотря на действующие ограничительные меры, в 2008 году в результате последствий сильнейшей засухи и как результат – последовавшего дефицита сахара, удалось осуществить экспорт белорусского сахара в Молдову – было поставлено 12,1 тыс. тонн продукции на $5,6 млн. По итогам неурожая сахарной свеклы в Молдове в 2009 году обеспечен экспорт 11 тыс. тонн белорусского сахара на $5,9 млн. Следует отметить, что данные поставки сахара осуществлялись впервые за последние 10 лет – ранее Молдова традиционно самостоятельно обеспечивала внутренние потребности в сахаре. Импорт осуществлялся для обеспечения внутреннего рынка с учетом ежегодных преференциальных квот на поставку молдавского сахара в страны ЕС.

 

Основной целью принятого решения, пролоббированного молдавскими производителями, является поддержка государством национальных производителей сахара и сахарной свеклы, обеспечение стабильности сахарного рынка за счет ограничения доступа из третьих стран (в первую очередь, из Украины и России) более дешевого сахара и обеспечение гарантированного экспорта молдавского свекловичного сахара в рамках выделенных преференциальных квот Евросоюза.

Постановлением Правительства Республики Молдова №134 от 10.02.2009 утверждено положение об импорте в преференциальном режиме некоторых видов сахара.

Согласно положению, объемы сахара и продуктов из сахара и период импорта в преференциальном режиме устанавливаются ежеквартально Министерством сельского хозяйства и пищевой промышленности совместно с Союзом сахаропроизводителей Молдовы, исходя из объемов производства местных предприятий, потребления внутреннего рынка и экспортного потенциала. Для получения авторизации на импорт сахара импортер представляет декларацию о том, что импортированный в преференциальном режиме рафинированный сахар произведен из сахарной свеклы и не содержит примесей из сахара, произведенного из тростникового сахара-сырца.

 

В рамках осуществления в 2009 году экспортных поставок из Беларуси положения Постановления Правительства Республики Молдова №134 от 10.02.2009 не создали для белорусских экспортеров – Слуцкого и Городейского сахарных заводов – организационных либо финансовых проблем, связанных с необходимостью сертификации сахара в лабораториях, аккредитованных в странах ЕС. Данная процедура была в течение недели проведена молдавским импортером белорусского сахара – компанией «Зюдцукер».

 

Учитывая реализуемую в Молдове политику поддержки национальных производителей сахара, одобренную странами ЕС, прогнозируемое в среднесрочной перспективе самообеспечение внутренних потребностей, активное продвижение экспорта белорусских сахаропроизводителей на рынок Молдовы в краткосрочной перспективе выглядит затруднительным. Несмотря на приход к власти в конце 2009 года нового правительства, поддерживающего либерализацию продовольственного рынка, планы по либерализации рынка сахара не озвучивались.

О создании комплексной системы механизации сельского хозяйства Молдовы на базе белорусской техники

Парк белорусских тракторов в Молдове превышает 25 тысяч штук.

 

1 июля 2004 года в г. Кишиневе зарегистрирован торговый дом МТЗ по продаже тракторов. Вместе с тем основной объем техники МТЗ в 2006-2009 годах поставляется не через торговый дом, а в рамках молдавско-японского проекта 2KR, финансируемого правительством Японии. Прицепное и навесное сельскохозяйственное оборудование в Беларуси торговым домом практически не закупается, хотя оно в наибольшей степени адаптировано к белорусскому трактору. Приобретается прицепное и навесное оборудование украинского, российского и румынского производства.

В соответствии с Национальной программой «Молдавское село» до 2009 года в Молдове было создано 230 машинно-технологических станций, оснащенных тракторной техникой, а также комплексом прицепного и навесного оборудования. В 2008-2009 годах в Молдову поставлено более 700 белорусских тракторов.

 

В 2007-2008 годах сторонами прорабатывалась возможность организации сборочного производства тракторов на базе Кишиневского тракторного завода «Траком». Белорусской стороной был разработан прототип гусеничного трактора. Проект не получил развития из-за неготовности молдавской стороны решить организационно-финансовые вопросы.

 

В 2009 году Минским тракторным заводом начата реализация важного проекта организации сборки в Молдове совместно с компанией «Агрофермотех» садово-виноградарской модификации трактора на базе тракторокомплектов «Беларус-921». Поставлено 15 тракторокомплектов, проводится работа по оптимизации технических параметров трактора.

 

По итогам проведенной работы в октябре 2009 г. в рамках Международной выставки «Молдагротех» организована презентация собранного пилотного образца садово-виноградарского трактора «Беларус», который по итогам конкурса «Новинка года-2009» получил гран-при.

 

В 2009 году в Молдову поставлено запасных частей к автомобилям и тракторам на сумму $780,8 тыс., что ниже уровня 2008 года на 32,6%. Значительный объем запасных частей к белорусским тракторам посредники закупают не в Беларуси. Годовая емкость молдавского рынка запасных частей оценивается на уровне $8 млн. Потребность в запасных частях удовлетворяется в большей степени за счет импорта не всегда соответствующей стандартам качества украинской продукции, а также производства запасных частей в кустарных условиях.

Об участии в реализации государственных программ Республики Молдова

 

В Республике Молдова реализуется Национальная программа развития дорог. Реализация данной программы в 2010-2011 годах названа руководством Молдовы одним из основных приоритетов социально-экономического развития государства и будет осуществляться главным образом за счет внешнего финансирования.

 

В рамках Стратегии развития отрасли в 2010-2017 гг. предстоит реабилитировать 3,3 тыс. км. национальных и 6 тыс. км. местных дорог. 95% дорог находится в неудовлетворительном состоянии. В планах на 2010-2011 годы – строительство и реконструкция дорог европейского уровня протяженностью не менее 500 километров.

 

Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Молдовы выделит для дорожного хозяйства в 2010 г. около 33 млн. евро, что в два раза больше потраченного на эти цели в 2009 г.

 

В январе 2010 года Правительство Республики Молдова и Корпорация «Вызовы тысячелетия» подписали в пятницу в Вашингтоне соглашение о предоставлении в ближайшие 5 лет безвозмездной помощи в размере $262 млн. на внедрение Программы «Компакт», из которых около половины будет использовано в 2011 году для восстановления дорог.

В январе 2010 года президент Румынии заявил о выделении Молдове гранта в размере $100 млн. на реализацию в течение 4 лет проектов модернизации энергетической и железнодорожной инфраструктуры.

Правительство Молдовы рассматривает также варианты привлечения иностранных инвестиций в размере около $300 млн. для строительства автомобильной дороги Кишинев-порт Джурджулешть.

 

Для Республики Беларусь представляет интерес максимально широкое участие в реализации Национальной программы развития дорог Молдовы посредством поставок современной дорожной техники, битума, обмена опытом по использованию современных технологий качественного строительства дорог.

 

В феврале 2010 года организован визит в Молдову делегации домостроительного комбината ЗАО «Забудова». Проведены переговоры с руководством Министерства строительства и регионального развития Республики Молдова, крупнейшими молдавскими застройщиками. Определены конкретные направления сотрудничества в строительной сфере.

 

Важным направлением социальной политики, реализуемой руководством Молдовы, является реализация проектов, направленных на модернизацию медицинских учреждений различных уровней.

 

Европейская комиссия выделила Республике Молдова 13,4 млн. евро на реализацию в 2010 году ряда программ в области здравоохранения. Финансовая поддержка предоставлена в рамках программы «Помощь реформе сектора здравоохранения в Молдове» на 2009-2012 гг.

 

Перспективным направлением сотрудничества может быть приобретение медицинской техники в рамках программы борьбы с туберкулезом. УП «Адани» является ведущим белорусским производителем рентгенографических систем, в том числе мобильных на базе автомобилей МАЗ.

 

О реализации проектов по модернизации инфраструктуры городского пассажирского транспорта

 

В настоящее время муниципальные власти Кишинева проводят переговоры с Европейским банком реконструкции и развития о выделении кредита в размере 10 миллионов евро и гранта в 3 миллионов евро для покупки 90 новых троллейбусов и модернизации троллейбусного парка. Принятие решения о выделении средств возможно в июне т.г., проведение тендера на закупку техники – в III-IV кварталах т.г.

 

Троллейбусный парк Кишинева насчитывает около 300 машин (эксплуатируется порядка 260), 85% которых подлежат замене, средний срок эксплуатации – около 20 лет. Еще около 30 троллейбусов эксплуатируются в г.Бельцы.

В январе 2010 года в Кишиневе организована презентация УП «Белкоммунмаш» и выпускаемой им продукции, в которой приняли участие представители белорусского предприятия, Посольства Беларуси, руководители Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Молдовы, мэрии г.Кишинева, Управления городского электрического транспорта Кишинева. Достигнута договоренность об участии белорусского предприятия в тендере, а также последующем изучении вопроса организации сборки белорусских троллейбусов в Кишиневе.

 

Белорусское предприятие внесло предложение о готовности провести комплексный анализ действующей системы транспортной инфраструктуры Кишинева, разработать в генеральном плане города раздел транспорта для разгрузки транспортных потоков, подготовить необходимое технико-экономическое обоснование строительства, осуществить поставку нового подвижного состава.

 

В апреле текущего года организован визит в Беларусь делегации муниципальных властей Кишинева, проведены переговоры с целью подготовки участия в тендере белорусских производителей троллейбусов.

Источник: БТПП, ЭКОНОМИКА.BY

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family