Молдова является важным торговым партнером Беларуси, занимая по объему двустороннего товарооборота четвертое место среди стран СНГ.
Товарооборот по итогам 2009 года составил $255 млн., что на 23,6% ниже показателя в 2008 году. Белорусский экспорт составил $170,4 млн. и сократился на 29,4%, импорт – $84,6 млн. и сократился на 8,6%.
Основными статьями белорусского экспорта в Молдову являются нефтепродукты, тракторы, плитка керамическая, шины, полиацетали, продукция деревообработки и мебель, битум, холодильники и морозильники, полимеры этилена, газовые и электрические плиты, лекарства, сахар, молочная продукция, удобрения минеральные, спички.
По результатам торговли в январе-апреле 2010 года товарооборот составил $63,1 млн. (109,7% к соответствующему периоду 2009 года). Белорусский экспорт составил $41,5 млн. (возрос на 34,1%, без учета нефтепродуктов и калийных удобрений – на 50,6%). Импорт товаров из Молдовы составил $21,6 млн. (сократился на 18,7%). Сальдо двусторонней торговли положительно для Беларуси и составляет $19,8 млн.
Динамика внешней торговли Беларуси с Молдовой, тыс. долларов США
Периоды |
Т/оборот |
Экспорт |
Импорт |
Сальдо |
2002 |
86 562 |
43 203 |
43 358 |
-155 |
2003 |
104 018 |
55 880 |
48 138 |
7 742 |
2004 |
141 997 |
73 505 |
68 492 |
5 013 |
2005 |
174 552 |
102 213 |
72 339 |
29 873 |
2006 |
176 748 |
95 682 |
81 065 |
14 617 |
2007 |
226 484 |
144 551 |
81 934 |
62 617 |
2008 |
334 849 |
241 237 |
92 612 |
148 625 |
2009 |
255 023 |
170 381 |
84 642 |
85 739 |
2009 в % к 2008 |
76,4 |
70,6 |
91,4 |
|
январь-апрель 2009 |
57,6 |
30,9 |
26,6 |
4,3 |
январь-апрель 2010 |
63,1 |
41,5 |
21,6 |
19,8 |
январь-апрель 2010 в % к январю-апрелю 2009 |
109,7 |
134,1 |
81,3 |
|
На сегодняшний день в Молдове с участием белорусского капитала созданы следующие крупнейшие структуры ТПС: торговый дом «МТЗ-Лидер», торговая компания «Керамин», СП «Санта-Бриз» и СП «Вестойл». Одновременно в структуру белорусских ТПС входят более
60 молдавских компаний, реализующих белорусскую продукцию на основе дилерских договоров и контрактов.
Снижение экспорта в 2009 году связано с неблагоприятной ценовой конъюнктурой рынка нефтепродуктов – при возросших физических объемах поставок из Беларуси (+22,2%) стоимость упала на 29% (в 2008 году поставлено 168,3 тыс. тонн на $150,4 млн., в 2009 году – 205,7 тыс. тонн на $106,8 млн.).
Дополнительно $16 млн. или 63% общего снижения экспорта без нефтепродуктов сформировали 6 позиций: тракторы (падение на $8,7 млн. в 5 раз), плитка керамическая (падение на 14,6%, – 2,3 млн.), плиты ДВП (снижение на $1,8 млн., в 5 раз), грузовые автомобили (снижение на $1 млн., в 20 раз), сжиженный газ (недобор $1,2 млн.), газовые плиты (снижение на $1 млн., в 2 раза).
Обеспечен рост экспорта по 13 важнейшим позициям на $9 млн.: шины (на $1,6 млн.), молоко сгущенное и сухое ($1,5 млн.), масло сливочное ($1,5 млн.), удобрения минеральные смешанные ($0,7 млн.), полиацетали (0,5 млн.), тара пластмассовая ($0,5 млн.) яйца ($0,5 млн.), сыры ($0,5 млн.), морковь, свекла ($0,5 млн.), картофель (на $0,4 млн.), сахар ($0,3 млн.), спички ($0,2 млн.), чулочно-носочные изделия ($0,2 млн.).
В 2009 году поставлено 2328 тонн молочной продукции на сумму $5 млн. (2008 год – 691,1 тонна на $1,47 млн.). Обеспечен рост физических и стоимостных объемов поставок в 3,4 раза.
Импорт в основном представлен продукцией пищевой промышленности (вина виноградные, крепкие спиртные напитки, масло подсолнечное) и сельского хозяйства (семена кукурузы, овощи и фрукты).
Об использовании ограничительных мер в двусторонней торговле
Основным документом, направленным на защиту молдавского рынка сахара белого, является Закон Республики Молдова от 20.12.2007 №289-XVI «О применении защитной меры», который вступил в силу с 16 февраля 2008 года. Период действия защитной меры, которая в
2010 году составляет 37%, но не менее 105 евро за тонну, – 4 года.
В результате цена на весь импортируемый в Молдову сахар увеличивается более чем на 50%, что делает импортную (в том числе, белорусскую) продукцию неконкурентоспособной.
Вместе с тем, несмотря на действующие ограничительные меры, в 2008 году в результате последствий сильнейшей засухи и как результат – последовавшего дефицита сахара, удалось осуществить экспорт белорусского сахара в Молдову – было поставлено 12,1 тыс. тонн продукции на $5,6 млн. По итогам неурожая сахарной свеклы в Молдове в 2009 году обеспечен экспорт 11 тыс. тонн белорусского сахара на $5,9 млн. Следует отметить, что данные поставки сахара осуществлялись впервые за последние 10 лет – ранее Молдова традиционно самостоятельно обеспечивала внутренние потребности в сахаре. Импорт осуществлялся для обеспечения внутреннего рынка с учетом ежегодных преференциальных квот на поставку молдавского сахара в страны ЕС.
Основной целью принятого решения, пролоббированного молдавскими производителями, является поддержка государством национальных производителей сахара и сахарной свеклы, обеспечение стабильности сахарного рынка за счет ограничения доступа из третьих стран (в первую очередь, из Украины и России) более дешевого сахара и обеспечение гарантированного экспорта молдавского свекловичного сахара в рамках выделенных преференциальных квот Евросоюза.
Постановлением Правительства Республики Молдова №134 от 10.02.2009 утверждено положение об импорте в преференциальном режиме некоторых видов сахара.
Согласно положению, объемы сахара и продуктов из сахара и период импорта в преференциальном режиме устанавливаются ежеквартально Министерством сельского хозяйства и пищевой промышленности совместно с Союзом сахаропроизводителей Молдовы, исходя из объемов производства местных предприятий, потребления внутреннего рынка и экспортного потенциала. Для получения авторизации на импорт сахара импортер представляет декларацию о том, что импортированный в преференциальном режиме рафинированный сахар произведен из сахарной свеклы и не содержит примесей из сахара, произведенного из тростникового сахара-сырца.
В рамках осуществления в 2009 году экспортных поставок из Беларуси положения Постановления Правительства Республики Молдова №134 от 10.02.2009 не создали для белорусских экспортеров – Слуцкого и Городейского сахарных заводов – организационных либо финансовых проблем, связанных с необходимостью сертификации сахара в лабораториях, аккредитованных в странах ЕС. Данная процедура была в течение недели проведена молдавским импортером белорусского сахара – компанией «Зюдцукер».
Учитывая реализуемую в Молдове политику поддержки национальных производителей сахара, одобренную странами ЕС, прогнозируемое в среднесрочной перспективе самообеспечение внутренних потребностей, активное продвижение экспорта белорусских сахаропроизводителей на рынок Молдовы в краткосрочной перспективе выглядит затруднительным. Несмотря на приход к власти в конце 2009 года нового правительства, поддерживающего либерализацию продовольственного рынка, планы по либерализации рынка сахара не озвучивались.
О создании комплексной системы механизации сельского хозяйства Молдовы на базе белорусской техники
Парк белорусских тракторов в Молдове превышает 25 тысяч штук.
1 июля 2004 года в г. Кишиневе зарегистрирован торговый дом МТЗ по продаже тракторов. Вместе с тем основной объем техники МТЗ в 2006-2009 годах поставляется не через торговый дом, а в рамках молдавско-японского проекта 2KR, финансируемого правительством Японии. Прицепное и навесное сельскохозяйственное оборудование в Беларуси торговым домом практически не закупается, хотя оно в наибольшей степени адаптировано к белорусскому трактору. Приобретается прицепное и навесное оборудование украинского, российского и румынского производства.
В соответствии с Национальной программой «Молдавское село» до 2009 года в Молдове было создано 230 машинно-технологических станций, оснащенных тракторной техникой, а также комплексом прицепного и навесного оборудования. В 2008-2009 годах в Молдову поставлено более 700 белорусских тракторов.
В 2007-2008 годах сторонами прорабатывалась возможность организации сборочного производства тракторов на базе Кишиневского тракторного завода «Траком». Белорусской стороной был разработан прототип гусеничного трактора. Проект не получил развития из-за неготовности молдавской стороны решить организационно-финансовые вопросы.
В 2009 году Минским тракторным заводом начата реализация важного проекта организации сборки в Молдове совместно с компанией «Агрофермотех» садово-виноградарской модификации трактора на базе тракторокомплектов «Беларус-921». Поставлено 15 тракторокомплектов, проводится работа по оптимизации технических параметров трактора.
По итогам проведенной работы в октябре 2009 г. в рамках Международной выставки «Молдагротех» организована презентация собранного пилотного образца садово-виноградарского трактора «Беларус», который по итогам конкурса «Новинка года-2009» получил гран-при.
В 2009 году в Молдову поставлено запасных частей к автомобилям и тракторам на сумму $780,8 тыс., что ниже уровня 2008 года на 32,6%. Значительный объем запасных частей к белорусским тракторам посредники закупают не в Беларуси. Годовая емкость молдавского рынка запасных частей оценивается на уровне $8 млн. Потребность в запасных частях удовлетворяется в большей степени за счет импорта не всегда соответствующей стандартам качества украинской продукции, а также производства запасных частей в кустарных условиях.
Об участии в реализации государственных программ Республики Молдова
В Республике Молдова реализуется Национальная программа развития дорог. Реализация данной программы в 2010-2011 годах названа руководством Молдовы одним из основных приоритетов социально-экономического развития государства и будет осуществляться главным образом за счет внешнего финансирования.
В рамках Стратегии развития отрасли в 2010-2017 гг. предстоит реабилитировать 3,3 тыс. км. национальных и 6 тыс. км. местных дорог. 95% дорог находится в неудовлетворительном состоянии. В планах на 2010-2011 годы – строительство и реконструкция дорог европейского уровня протяженностью не менее 500 километров.
Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Молдовы выделит для дорожного хозяйства в 2010 г. около 33 млн. евро, что в два раза больше потраченного на эти цели в 2009 г.
В январе 2010 года Правительство Республики Молдова и Корпорация «Вызовы тысячелетия» подписали в пятницу в Вашингтоне соглашение о предоставлении в ближайшие 5 лет безвозмездной помощи в размере $262 млн. на внедрение Программы «Компакт», из которых около половины будет использовано в 2011 году для восстановления дорог.
В январе 2010 года президент Румынии заявил о выделении Молдове гранта в размере $100 млн. на реализацию в течение 4 лет проектов модернизации энергетической и железнодорожной инфраструктуры.
Правительство Молдовы рассматривает также варианты привлечения иностранных инвестиций в размере около $300 млн. для строительства автомобильной дороги Кишинев-порт Джурджулешть.
Для Республики Беларусь представляет интерес максимально широкое участие в реализации Национальной программы развития дорог Молдовы посредством поставок современной дорожной техники, битума, обмена опытом по использованию современных технологий качественного строительства дорог.
В феврале 2010 года организован визит в Молдову делегации домостроительного комбината ЗАО «Забудова». Проведены переговоры с руководством Министерства строительства и регионального развития Республики Молдова, крупнейшими молдавскими застройщиками. Определены конкретные направления сотрудничества в строительной сфере.
Важным направлением социальной политики, реализуемой руководством Молдовы, является реализация проектов, направленных на модернизацию медицинских учреждений различных уровней.
Европейская комиссия выделила Республике Молдова 13,4 млн. евро на реализацию в 2010 году ряда программ в области здравоохранения. Финансовая поддержка предоставлена в рамках программы «Помощь реформе сектора здравоохранения в Молдове» на 2009-2012 гг.
Перспективным направлением сотрудничества может быть приобретение медицинской техники в рамках программы борьбы с туберкулезом. УП «Адани» является ведущим белорусским производителем рентгенографических систем, в том числе мобильных на базе автомобилей МАЗ.
О реализации проектов по модернизации инфраструктуры городского пассажирского транспорта
В настоящее время муниципальные власти Кишинева проводят переговоры с Европейским банком реконструкции и развития о выделении кредита в размере 10 миллионов евро и гранта в 3 миллионов евро для покупки 90 новых троллейбусов и модернизации троллейбусного парка. Принятие решения о выделении средств возможно в июне т.г., проведение тендера на закупку техники – в III-IV кварталах т.г.
Троллейбусный парк Кишинева насчитывает около 300 машин (эксплуатируется порядка 260), 85% которых подлежат замене, средний срок эксплуатации – около 20 лет. Еще около 30 троллейбусов эксплуатируются в г.Бельцы.
В январе 2010 года в Кишиневе организована презентация УП «Белкоммунмаш» и выпускаемой им продукции, в которой приняли участие представители белорусского предприятия, Посольства Беларуси, руководители Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Молдовы, мэрии г.Кишинева, Управления городского электрического транспорта Кишинева. Достигнута договоренность об участии белорусского предприятия в тендере, а также последующем изучении вопроса организации сборки белорусских троллейбусов в Кишиневе.
Белорусское предприятие внесло предложение о готовности провести комплексный анализ действующей системы транспортной инфраструктуры Кишинева, разработать в генеральном плане города раздел транспорта для разгрузки транспортных потоков, подготовить необходимое технико-экономическое обоснование строительства, осуществить поставку нового подвижного состава.
В апреле текущего года организован визит в Беларусь делегации муниципальных властей Кишинева, проведены переговоры с целью подготовки участия в тендере белорусских производителей троллейбусов.
Источник: БТПП, ЭКОНОМИКА.BY