Об этом сообщается в коллективной монографии «Философия и идеология жизнедеятельности Беларуси: теоретические основы антикризисной модели и механизмы ее реализации» (2009, Белорусская наука), которая вышла в конце прошлого года под редакцией директора Института экономики НАН Беларуси, академика Петра Георгиевича Никитенко. В коллектив авторов помимо сотрудников Института экономики НАН Беларуси входит достаточно много известных ученых из других академических институтов, а также из Президиума НАН Беларуси, что придает изданной монографии еще более высокий официальный статус.
Так в монографии сообщается, что в будущем «В качестве возможных сценариев совершенствования административно-территориальной реформы (АТД) Республики Беларусь могут более детально прорабатываться два варианта. Первый вариант реформы АТД основывается на идее укрупнения административно-территориальных единиц. Второй же вариант реформы АТД основывается на идее увеличения общего количества административно-территориальных единиц и уменьшения их размеров. Вместо 6 нынешних областей и города республиканского подчинения Минска создание 15 новых областей (округов), со средним радиусом доступности от 43 до 80 км. Их центрами станут Минск, Брест, Барановичи, Пинск, Витебск, Полоцк, Гомель, Мозырь, Гродно Лида, Борисов, Молодечно, Слуцк, Могилев, Бобруйск».
По мнению авторитетных ученых НАН Беларуси, «базовой административно-территориальной единицей должен стать новый район радиусом доступности 14-17,5 км и общим количеством от 250 до 275 единиц. Их центрами могут быть все нынешние районные центры, города областного и районного подчинения, поселки городского типа, а также наиболее крупные сельские поселения».
Предлагается также провести реформу местных органов власти. В частности утверждается, что «для оперативного решения вопросов местного значения сельских жителей вместо нынешних сельских Советов целесообразно ввести институт старост (старейшин) и их помощников».
Как заявляют авторы исследования, – «Логика этого подхода исходит из предпосылок необходимости сохранения государственной управляемости, развития рыночных отношений, института местного самоуправления и повышения уровня НТП как фактора территориальной доступности».
Стоит отметить, что второй вариант административно-территориальной реформы очень близок к установлению того административно-территориального деления, который существовал в Беларуси до войны и несколько десятилетий после нее (в период 1924-1962 гг.).
Источник: ЭКОНОМИКА.BY