wrapper

Новости - слайдер на главной

04-04-15Органы госуправления в эти дни готовят новую редакцию 510-го указа о контрольной деятельности. Бизнес хотел бы видеть новый указ документом, который коренным образом изменит отношение государства к проверкам. Однако пока те предложения, которые подготовили при разработке указа органы госуправления, не вызывают чувства удовлетворения у бизнеса.

Указ № 510 был принят полтора года назад и на тот момент казался многим очень прогрессивным документом, который был призван уменьшить количество контрольных мероприятий. В официальном комментарии к указу тогда говорилось, что документ принят в целях «кардинального сокращения количества проверок» и для «создания гибкой, прозрачной и необременительной для бизнеса системы контроля».

Однако реализация указа на практике получилась такой, что бизнес-союзы в 2010 году вынуждены были обращаться в Администрацию президента, спасая предприятия от многочисленных проверок.

Почему так получилось?

В довесок к 510-му указу появилось ведомственное решение, на основании которого контролеры получили право проводить в прошлом году так называемые мониторинги. Завершались мониторинги, как правило, составлением протоколов об административных правонарушениях. В результате, проверяемым выписывали штрафы, хотя формально проверку у них никто не проводил — был мониторинг.

В декабре на Всебелорусском народном собрании Александр Лукашенко возмущался тем, что наряду с проверками в стране появились мониторинги, и пообещал в первой половине 2011 года привести «к общему знаменателю» «всякие мониторинги и проверки».

Органы госуправления над выполнением поручения Лукашенко уже работают. К настоящему времени подготовлен проект новой редакции указа № 510, в котором прописано, что такое мониторинг, обследование и другие формы контрольной деятельности. Правда, предложенные госорганами формулировки не очень-то удовлетворяют деловые круги.

Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов, который также руководит еще и торговым предприятием, полагает, что предлагаемые формулировки — расплывчаты, и могут дать еще больше оснований для проверок бизнеса. В большей степени может пострадать розничная торговля, куда контролеры и ранее частенько заглядывали.

«Нечеткие формулировки понятий «мониторинг», «обследование» дают основания проверяющим ходить в розницу когда хочешь и как хочешь», — считает Виктор Маргелов.

Он опасается, что предложения, которые поступили от госорганов при подготовке проекта указа № 510, выльются в новые проверки для торговых организаций.

«Ситуация для розничной торговли после внесения изменений в 510-й указ может усложниться. Предлагается разделить контрольную и надзорную деятельность, причем для надзорной деятельности не будет никаких ограничений. Если это произойдет, количество проверок в торговых организациях может только увеличиться», — полагает Виктор Маргелов.

Условия реформирования контрольной деятельности обсуждались в минувший четверг на совместном заседании коллегий Генеральной прокуратуры и Комитета госконтроля. Один из участников коллегии, председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин убежден, что в стране пора менять подходы к проверкам.

«Четвертая директива о либерализации предполагает изменения подхода к контрольным мероприятиям. Они должны носить предупредительный характер, направленный на предотвращение правонарушений», — говорит Владимир Карягин.

По его мнению, нужно сделать все возможное на законодательном уровне, чтобы практика, когда проверки проводятся ради наказания (штрафов), ушла в прошлое. «Нужно изменить критерии эффективности проверок. Проверки нужно оценивать не по тому, какой выписан штраф, а по тому, лучше ли после проверки станет работать предприятие», — полагает Владимир Карягин.

Представители бизнеса настаивают на том, чтобы частые проверки не касались тех субъектов хозяйствования, которые исправно платят налоги.

«Наша позиция состоит в следующем: предприятие, которое работает прибыльно и исправно платит налоги, должно проверяться раз в 5 лет, не чаще», — отмечает Виктор Маргелов.

Эффективность реформирования контрольной деятельности во многом будет зависеть от того, захочет ли власть менять практику, которая сложилась в стране за многие годы. А практика эта начинается с формирования республиканского бюджета. Если посмотреть на доходную часть белорусского госбюджета, мы увидим, что проверяющим каждый год доводится задание по количеству тех штрафов, которые они должны выписать.

К примеру, республиканский бюджет на 2011 год предполагает поступления в бюджет от штрафов в размере 32,2 млрд. рублей.

«Сохранить бюджетное планирование штрафов и при этом существенно реформировать контрольную деятельность будет практически невозможно, — полагает экономист Ярослав Романчук. — Если премии проверяющих будут зависеть от объема штрафов, которые они выпишут, мы никогда не придем к реформированию контрольной деятельности».

По его мнению, бюджетное планирование штрафов будет мотивировать проверяющих искать нарушения в деятельности предприятий.

«Нужно изменить систему мотивации контролирующих органов. Премию нужно выписывать тем людям, которые помогли бизнесу избежать штрафов, а не тем, кто эти штрафы выписывает», — резюмировал экономист.

 

Автор:  Дмитрий Заяц

Источник: Белорусские новости

 

Tagged under
  • ,

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family