Антикризисное развитие экономики Республики Беларусь: методология финансового обеспечения высокодинамичного экономического роста.
Уровень прироста годового ВВП в нашей стране в течение ближайших десяти лет может и должен быть обеспечен для улучшения жизнедеятельности белорусского народа и обеспечения европейского уровня зарплат и пенсий за счет национальных резервов финансовых ресурсов в пределах 10-15% в год.
И это не популизм, а реальная возможность накопленного национального потенциала , но для этого необходим пересмотр действующих стереотипов и фондоэкономного хозяйственного механизма и в первую очередь подходов в организации финансово-кредитного обслуживания национальной экономики.
К концу 4-го квартала текущего года коэффициент монетизации белоруской экономики достигнет 35-40% к ВВП. Проводимая в настоящий момент Национальным банком Республики Беларусь Республики Беларусь политика “дорогих” денег стабилизировала в краткосрочном периоде ситуацию на финансовом рынке Республики Беларусь, однако по оценкам самого же Национального банка, ситуация в национальной экономике далека от стабилизации и требует более кардинальных мер. В настоящий момент банковская система испытывает недостаток ликвидности, что в свою очередь может отрицательно повлиять на четкость и бесперебойность платежного оборота в экономике страны, включая и ситуацию на внутреннем валютном рынке. В сложившейся ситуации ставка на иностранные кредитные ресурсы, как показывает анализ внешнего долга нашей страны, только в краткосрочном плане может стабилизировать проблему ликвидности (к концу текущего года краткосрочный внешний долг страны достигнет 50% от общей суммы внешней задолженности нашей страны и составит около 9 млрд. долл. США сроком возврата в 2010-2011 годах). Вместе с тем, анализ исторического опыта формирования банковских кредитных ресурсов в СССР, странах с развитыми рыночными производственными отношениями позволяет сделать вывод о том, что в Республике Беларусь в неполном объеме задействованы внутренние источники формирования национальных банковских кредитных ресурсов.
Справочно: Банковские ресурсы- совокупность средств, находящихся в распоряжении банков и используемых ими для кредитных и иных активных операций . Характер, состав источников кредитных ресурсов банка определяется природой социально-экономической системы общества.
1. В СССР банковские ресурсы составляли общенародную собственность; основными их источниками являлись собственные фонды банков, денежные резервы государственного бюджета, временно-свободные денежные средства социалистических предприятий, а также эмиссия. Ресурсы, предназначенные по плану для краткосрочного кредитования, строго разграничивались от ресурсов, используемых для долгосрочного кредитования и безвозмездного финансирования. В СССР в банковских ресурсах доля бюджетных средств колебалась от 40 до 50% и они, как правило, направлялись в приоритетные отрасли экономики (фундаментальная наука, развитие Севера, разведка и разработка полезных ископаемых, кредитование колхозов и сельского населения (через фонд долгосрочного кредитования) . В случае, когда расходы государственного бюджета превышали доходы, источником бюджетных средств являлась бюджетная эмиссия. Эмиссия осуществлялась эмиссионными банками в форме банкнот или казначейством – в форме казначейских билетов. Эмиссия банкнот - по своей экономической природе- это эмиссия кредитных денег(обеспечением выступали казначейские векселя и государственные краткосрочные облигации). В масштабе всей страны лимит эмиссии устанавливался Советом Министров СССР. Фактически, обеспечением кредитной экспансии выступало национальное богатство СССР. Впервые в мировой науке системно данная проблема рассмотрена в докторской диссертации П.Г.Никитенко “Эффективность социалистического накопления и фондоэкономный метод хозяйствования”, защищенной в 1991 году в Академии общественных наук при ЦК КПСС с признанием, как нового направления в экономической науке и практике.
В странах с рыночной системой производственных отношений (на основании рекомендаций МВФ, Базельского банковского комитета) банковские ресурсы- ссудный капитал, движение которого подвержено рыночным законам (в т.ч.закону сохранения стоимости).Основные источники- собственный капитал банков, вклады, депозиты(привлеченные ресурсы), средства, полученные от других банков(заемные ресурсы). Отметим, что в структуре ресурсов этих банков отмечается тенденция сокращения доли собственного капитала(в конце 20-го века доля привлеченных и заемных ресурсов в указанных банках достигала 90% от общей суммы банковских ресурсов). Причем в структуре эмиссионных банков наряду с собственным капиталом доминируют заемные ресурсы (привлеченные от банков и государства, включая банкнотную эмиссию). Ресурсы ипотечных банков образуются путем выпуска закладных листов под недвижимость, заложенную кредитополучателями в банках.
В рамках Бреттон-Вудской и Ямайской валютных систем, центральным банкам стран, эмитирующих основные резервные валюты, , фактически предоставлено право осуществления неограниченной эмиссии либо под обеспечение ее элементами национального богатства, либо через использование элементов национальных ВВП других стран, ОЦЕНЕННЫХ ЧЕРЕЗ ОСТАТКИ ДЕНЕЖНЫХ РЕСУРСОВ В ИНОСТРАННЫХ БАНКАХ НА СЧЕТАХ “ЛОРО”. Фактически , размещая денежные ресурсы белорусские банки на своих корреспондентcких счетах типа “ностро” в банках нерезидентах, КРЕДИТУЮТ ЭКОНОМИКИ ЭТИХ СТРАН.
Страны, валюты которых не являются резервными, как правило, уровень монетизации экономик привязывают к объему ВВП. В Российской Федерации уровень монетизации колеблется в пределах 30% ВВП, в Китае коэффициент монетизации национальной экономики в пять раз превышает уровень России. В Японии коэффициент монетизации , по итогам текущего года, составит 160% ВВП. В США коэффициент монетизации национальной экономики фактически равен 300% ВВП (на фоне достаточно низкого уровня инфляции и периодических корректировках самого объема ВВП) . В странах с развитыми рыночными производственными отношениями оценены элементы национального богатства.
Справочно: к национальному богатству (в соответствии с рекомендациями ООН по составлению системы национальных счетов от 1993 года) принято относить:
-нефинансовые активы, произведенные активы (основные фонды, запасы материальных оборотных фондов; к основным фондам относятся нематериальные производственные активы-объекты, суть которых определяется заключенной в них информацией (например, результаты разведки полезных ископаемых, программное обеспечение, оригинальные произведения искусства);
-нефинансовые не произведенные активы (земля, леса, доступные месторождения, водные ресурсы ).
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕНЕЖНАЯ ОЦЕНКА ЭЛЕМЕНТОВ НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА НЕ ПРОИЗВОДИТСЯ (ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО УЧЕТ В НАТУРАЛЬНОМ ВЫРАЖЕНИИ, ЧТО ФАКТИЧЕСКИ ПРИВОДИТ К ЗАНИЖЕНИЮ СТОИМОСТИ НАЛОГООБЛАГАЕМОЙ БАЗЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ).
ВЫВОДЫ.
На современном этапе развития национальной банковской системы назрела радикальная необходимость введения в расчет ресурсной базы белорусских банков всех основных элементов национального богатства. Фактически, оцененные в денежной форме элементы национального богатства могут стать, к примеру, объективной основой для формирования уставного фонда Национального ипотечного банка или иной организационно-правовой формы финансово-кредитного учреждения.
1. Минимальный размер уставного фонда Национального ипотечного банка может на начальном этапе составить около 35 млрд. долл. США, номинированный в белорусских рублях ( фактически оставшийся объем денежных ресурсов, необходимых для доведения коэффициента монетизации национальной экономики до 100 %). Председателем наблюдательного Совета банка должен быть утвержден Глава государства либо его доверенное лицо. Это позволит в рамках уже действующей нормативной правовой базы по регулированию деятельности белорусских банков, довести коэффициент монетизации белорусской экономики до 100 %. т.к. минимальный размер уставного фонда Национального ипотечного банка будет обеспечен оцененными элементами национального богатства, оформленными различными видами ценных бумаг. В Институте экономики уже разработан механизм “связанной” эмиссии. Причем, осуществляемая кредитная эмиссия четко должна направляться на приоритетные направления развития экономики (фундаментальная наука, импорто-замещение, развитие экспортного потенциала, жилищное строительство, социальная инфраструктура ). Фактически, создаются реальные предпосылки и конкретные источники денежных средств для финансирования фундаментальной науки. на развитие каких сегодня кластерных критических экспортоориентированных и импортозамещаемых технологий может по результатам экономических исследований Института экономики НАН Беларуси сосредоточить прогнозирование и приоритетное внимание вся наука страны. Это: «природа-человек-общество», «Вода», «Земля», «Лес», «Энергетика», «жилье», «Дороги», «Деревообработка», «Удобрение», «Соль», «Сахар», «Зерно», «Мясо», «Молоко», «Овощи», «Картофель», «Лен», «Растениеводство», «Текстиль», «Рыба», «Обувь», «Фармация», «Оптика», «Логистика».
На повышение конкурентоспособности этих критических технологий-кластеров на отечественном и мировом рынке товаров, работ и услуг должны быть направлены прогнозы и научные исследования таких комлементарных технологий широкого применения как: «Нефтехимия», «Машиностроение», «Электроника», «Приборостроение», «Станкостроение», «Информатизация и связь», «Порошки», «Строительство», «Материалы», «Экология», «Интернет», «Геология и картография», «Космос», «Нанотехнология», «Биотехнология».
Развитие всех вышеназванных критических и научно-технических технологий широкого использования должно стать целевой задачей таких общественно-функциональных кластерных технологий как: «Власть», «Наука», «Финансы и кредит», «Образование», «Религия», «Государственное строительство», «Культура», «Идеология», «Здравосозидание», «Искусство», «Архитектура», «Дизайн», «Спорт», «Экономика», «Политология», «Социология», «История», «Язык и литература», «Право», «Торговля и услуги».
2. На втором этапе, Национальный ипотечный банк достаточно активно начнет привлекать ресурсы как в национальной валюте, так и в иностранной валюте, осуществляя заимствования на зарубежных финансовых рынках , включая работу со своими акциями и облигациями на вторичном рынке ценных бумаг (фактически интерес к работе с указанным банком , либо другой организационно-правовой формой финансово-кредитной организации будет обеспечен наличием в уставном фонде элементов национального богатства Республики Беларусь).
3. На третьем этапе, с учетом мониторинга причин инфляции(дефляции), состояния национальной экономики, результатов денежно-кредитной и валютной политики необходимо перейти к эмиссии ценных бумаг на внутреннем и внешних фондовых рынках, рынках ценных бумаг в пределах сумм, превышающих заявленный и оплаченный за счет эмиссии уставный фонд Национального ипотечного банка (в эквиваленте, равном 35 млрд.долл.США можно и в меньшей сумме на 15-25 % с учетом корректировки на эффект “банковского мультипликатора”).
4. Работа Национального ипотечного банка позволит полностью решить проблему строительства жилья в Республике Беларусь т.к.:
· граждане Республики Беларусь получат возможность получать льготные кредиты для , строительства жилья в раках социальной очереди ( в Республике Беларусь на 1.11.2009 г. в очереди на улучшение жилья состояло 260 тысяч семей) сроком погашения через 25-30 лет .
· граждане Республики Беларусь получат возможность получать ипотечные кредиты, для улучшения своих жилищных условий под залог земли, недвижимости (появятся кварталы низко этажной (коттеджной застройки) , в пределах ,например, первого и второго колец МКАД);
· граждане Республики Беларусь получат возможность получать ипотечные кредиты на развитие жилищной инфраструктуры ( хозяйственные постройки, гаражи) срок возврата не позднее 25-30 лет ( как в США )под % не на много превышающий ставку рефинансирования и учетную ставку Национального банка Республики Беларусь).
Авторы:
Директор Института экономики НАН Беларуси, академик Никитенко П.Г.
Ведущий научный сотрудник отдела внешнеэкономической деятельности Института экономики НАН Беларуси, канд. экон. наук, доцент Пупликов С.И.
Источник: ЭКОНОМИКА.BY
P.S. Статья публикуется в порядке обсуждения и отдельные ее положения и выводы могут не совпадать с мнением редакции портала.