wrapper

Новости - слайдер на главной

Graf91Глава Нацбанка Петр Прокопович недавно заявил о том, что «у нас одна цель, одна задача, обеспечить повышение жизненного уровня людей в 1,7 раза, довести среднюю зарплату с учетом уровня цен этого года до размера – не менее Br3 млн.».

Между тем малый и средний бизнес не совсем еще оправился от предыдущего предвыборного роста зарплат и социальных выплат.

После последнего предвыборного административного повышения средней заработной платы свыше  $500, а минимальной заработной платы – до $150, малый бизнес в Беларуси развивается по сценарию Милтона Фридмана. Для многих фирм становится невыгодным держать низкооплачиваемых рабочих. Малый бизнес лишается возможности нанимать работников по той цене, которая складывается под воздействием спроса и предложения на рынка труда.

Такое административное форсирование роста заработных плат способно в ближайшее время привести к разорению многих субъектов малого бизнеса, которые работают честно, имеют оформленных работников и честно платят за них налоги.

Экономисты предупреждают: Необоснованный рост зарплат способен подорвать развитие частного бизнеса

Первым о возможных последствиях необоснованного роста зарплат до $500 предупредил известный аналитик, кандидат экономических наук Леонид Заико. Сделал он это сразу после выборов, выступая 29 декабря в эфире портала TUT.BY

«Экономисты вообще часто говорят вещи, которые не нравятся политикам. За это их не любят не только в Беларуси, но и например в Германии, и в других странах. И административное искусственное повышение заработных плат – это как раз тот случай. Красиво говорить о приятных вещах – о высокой заработной плате. Однако такие высокие зарплаты затормозят развитие бизнеса. Трудно содержать такой бизнес, где каждое рабочее место будет обходиться в $500. Это только на зарплату. А если учесть высокие ставки по отчислениям в ФСЗН, то получается что чтобы обеспечить заработную плату размером в 1 млн., собственнику фирмы нужно заработать выручку размером 1 млн. 450 тыс. Где сегодня, кроме торговли, можно заработать такую выручку? Ее практически невозможно заработать ни в сельском хозяйстве, ни в промышленности, ни в науке. Как при такой высокой стоимости рабочей силы собственнику бизнеса получить необходимую прибыль для того, чтобы окупить вложенные инвестиции? Как стартовать начинающим фирмам? Либо нужно будет придумывать какие-нибудь схемы, платить зарплаты в конвертах, или что-то еще. И кому нужно такая ложь?».

Вот такое большое количество вопросов породило, казалось бы, такое благое намерение – повысить среднюю заработную плату в стране до $500. Не зря сторонники рыночной экономики предупреждали, что «благими намерениями вымощена дорога в ад». Потому что экономическая реальность в действительности слишком сложна, и поправляя в этом сложном механизме что-то одно, неизбежно нарушаешь что-то другое.

По мнению Леонида Заико, «тем людям, которые пишут постановления, нужно хотя бы 2 дня дать возможность поработать в бизнесе. Была, например, такая практика в ГДР, когда министров один раз в течение года направляли работать директором крупного комбината. После этого министр приходил руководить министерством уже другим человеком».

Возможно, и нашим госуправленцам, – из местных районных администраций, из налоговых инспекций, – нужно давать возможность познакомиться с малым и средним бизнесом не только тогда, когда они выезжают на проверки. Нужно дополнительно давать возможность побывать налоговым инспекторам на стажировке на самих этих малых предприятиях, в микроорганизациях. Чтобы они понимали, – как зарабатываются эти деньги, с кого именно они взимают налоги, из которых сами потом получают заработную плату. Кроме того, может быть, тогда и их неприкрытое пренебрежение к предпринимателям и бизнесменам, сменится на более уважительное отношение.

Готовый бизнес в Беларуси уже начал активно распродаваться

В настоящее время, на рынке продаж готового бизнеса негосударственной формы собственности сложился серьезный дисбаланс между спросом и предложением. Только за 2010 год число выставленных в открытую продажу предприятий возросло в 3,2 раза. При этом продавцов стало в 15 раз больше, чем покупателей. Только с сентября по декабрь 2010 года количество предложений увеличивалось на 15% в месяц.

В предкризисный 2008 год ситуация была такова, что спрос на объекты малого готового бизнеса в 2,5-3 раза превышал предложение. Кризис резко, если не кардинально, изменил ситуацию. На одного реального покупателя приходится порядка 15-17 продавцов. Причем, те объекты малого бизнеса, которые так пользовались спросом в докризисный период, сейчас являются наиболее неликвидными.

Бизнес-брокеры (руководитель проекта Vashafirma.by Юрий Эбер; руководитель проекта “Виртуальная интеллектуальная биржа коммерческих идей  и проектов”, директор портала VIB.BY Дмитрий Крупский) считают, что основные причины такого дисбаланса – это «финансовая неустойчивость и низкая доходность бизнеса в Беларуси».

Однако одной из причин низкой доходности малого и среднего бизнеса в Беларуси может быть – высокая стоимость рабочей силы, которая не соответствует производительности труда, и той отдаче, которую можно получить от инвестиций в людей, бизнес-процессы и технологии.

Ведь самое главное о чем сейчас стоит говорить это то, что вместе с ростом средней зарплаты до $500 пропорционально выросли и отчисления в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН). Эти отчисления на 100% производит наниматель (работник иногда даже не подозревает о наличии таких отчислений) и процент отчислений в этот фонд в Беларуси один из самых высоких в мире (34+1=35%). В странах с благоприятными условиями для развития частного бизнеса процент отчислений в социальные фонды составляет 10-15%, максимум 20-25%.

По сценарию Милтона Фридмана

Вслед за средней заработной платой также резко выросла и минимальная заработная плата. В 2010 году в преддверии и сразу после выборов она была повышена в течение короткого периода сразу на 180% (в 1,8 раза). Вообще же за последние 3 года (не такой большой период для бизнеса, но очень показательный), минимальная заработная плата была повышена на 220% (в 2,2 раза).

Таблица. Динамика месячной и часовой минимальной зарплаты в Беларуси с 2008 по 2011 годы в белорусских рублях и долларах США

Graf9

Источник: http://mojazarplata.by

 

Рис. 1. Динамика изменения минимальной зарплаты в Беларуси с 2000 по 2011 годы, в белорусских рублях

Graf5

Источник: http://mojazarplata.by

 

Рис. 2. Динамика изменения минимальной зарплаты в Беларуси с 2000 по 2011 годы, в долларах США

Graf6

Источник: http://mojazarplata.by

 

1 января 2011 года минимальная заработная плата (МЗП) в Беларуси увеличилась на 15% и составила Br460 тысяч. До этого МЗП повышалась 1 ноября 2010 года - до Br400 тысяч.

Последнее повышение минимальной заработной платы Правительство обосновало так: "Увеличение МЗП способствует усилению социальной защищенности низкооплачиваемых категорий работников всех организаций отраслей экономики независимо от формы собственности. МЗП является государственным минимальным социальным стандартом в области оплаты труда, обеспечивающим соцзащиту работников в сфере трудовых отношений". Если рассматривать это обоснование через призму двух противоположных взглядов в экономической теории на регулирование государством минимальной заработной платы, то оно укладывается в парадигму Пола Самуэльсона.

Graf7

Однако для бизнеса – это означает сценарий по Милтону Фридману, а именно – «повышая стоимость рабочей силы, государство делает невыгодным для многих фирм держать низкооплачиваемых рабочих». В результате эти работники во многих случаях будут уволены, а многие фирмы закроются.

В очередной раз государство хочет переложить выполнение своей социальной функции на субъекты хозяйствования. Так госпредприятия вынуждены содержать избыточную численность занятых, тем самым фактически завуалировано выплачивая многим работникам пособия по безработице. Теперь вот частный бизнес также получил установку платить заплату не менее $200.

Если государство хотело поддержать низкооплачиваемых работников и добиться от субъектов хозяйствования повышения заработной платы для этой категории работников, то можно было пособие по безработице (а не МЗП) сделать Br460 тысяч, и тогда никто не пошел бы за меньшую сумму работать к нанимателю.

Конечно, в этом случае ситуация для собственников бизнеса осталась бы такой же, но зато выиграли бы работники. А так получилось все по сценарию Милтона Фридмана – и частный бизнес подкосили, и низкооплачиваемым работникам сделали только хуже.

В Беларуси по-прежнему уровень заработной платы регулирует не рынок, и даже не законы, а политическая воля государства

Повышение минимальной заработной платы происходит в соответствие с законом "Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы" (от 17 июля 2002 года). Однако в одной из предвыборных поездок Президент Республики Беларусь, поясняя смысл средней заработной платы в $500 к концу пятилетки, сказал примерно следующее: «это не значит, что все будут получать столько, а это значит, что один будет получать больше, другой меньше». Но далее уточнил, что нижняя граница заработной платы в стране  будет не менее $200. Мы так постараемся, чтобы было не менее $200.

И уже через несколько дней предприятия, вне зависимости от формы собственности, получили письма следующего содержания:

Graf8

То есть, не рынок диктует уровень заработной платы, а государство. Соответственно как можно вести бизнес-планирование, когда создавая фирму, собственники закладывают одни расходы на использование рабочей силы, а потом за ту же работу тем же работникам, в короткий период вынуждены платить значительно больше. В результате увеличиваются расходы на заработную плату и социальные выплаты. Далее по цепочке, это понижает доходы собственников бизнеса. В очередной раз они чувствуют себя обманутыми, поскольку такой политический риск они не могли предвидеть (имеется в виду то, что средняя зарплата без видимых на то причин за один год увеличится с $370 до $510).

В очередной раз многие бизнесмены смогли убедиться, что лучше вкладывать свои сбережения не в создание бизнеса, не в создание новых рабочих мест, не в производство товаров, работ, услуг, а лучше вкладывать деньги – в покупку недвижимости или вкладывать их в форме депозитов в банк. В этом случае, вообще ничего не нужно делать. Вложил деньги и сиди спокойно. Доходы сами будут потихоньку «капать». Так делает сегодня большая часть населения. Так нужно делать и всем остальным. Государство уже не раз посылало гражданам четкий сигнал: «Зачем Вам этот бизнес? Несите свои сбережения в банки, а мы сами придумаем, куда их вложить. У нас много госпрограмм и других различных проектов».

Активные предприимчивые люди все надеются, что кем-то будут оценены их усилия по созданию новых рабочих мест, по уплате значительных сумм налоговых платежей в госбюджет, по созданию так необходимых потребителям товаров, работ и услуг. Ведь в других странах такие люди на вес золота. О таких людях государству не нужно заботиться, не нужно оказывать им социальную поддержку. Такие люди способны создавать ВВП и на себя, и еще на 3-4 человек.

Зарплата должна быть заработанной

При этом никто не выступает против повышения заработной платы. Наоборот, только обеспечив стандарты жизни, возможность зарабатывать и получать доходы на уровне соседних стран, Беларусь может рассчитывать на необходимые людские ресурсы (квалифицированные кадры), финансовые ресурсы, которые позволят ей достигнуть и удерживать на достаточном уровне конкурентоспособность экономики Беларуси».

Также трудно не согласиться с тезисом, выдвинутым учеными-экономистами БГТУ Геннадием Коновальчиком и Татьяной Долининой о том, что «дешевизна рабочей силы не только не является конкурентным преимуществом, но скорее наоборот, имеет крайне негативные последствия для белорусской экономики». По мнению этих ученых, экспертов в области организации труда, «если цена рабочей силы ниже ее стоимости, то убыток терпит не только ее собственник, а именно – наемный работник, но вместе с ним – и наниматель, и все общество в целом. Этот убыток проявляется в сдерживании внедрения новой техники и технологии, потерях от текучести кадров, сдерживании индивидуальной производительности труда работников».

Труд должен хорошо оплачиваться. Только зарплата должна быть заработанной, а не рассматриваться как пособие со стороны нанимателя. Рост заработной платы должен быть увязан с ростом производительности труда, с изменением конъюнктуры на рынке труда. Иначе этот рост зарплат фактически оплачивается из прибылей собственников бизнеса. У них падает рентабельность, они не могут окупить вложенных инвестиций. В стране в целом падает выгодность инвестирования сбережений в создание собственного бизнеса по сравнению с другими способами сохранения и приумножения сбережений. Все это приводит к снижению экономической активности со стороны наиболее состоятельных и предприимчивых граждан.

Что делать

Для развития частного бизнеса имеются, пожалуй, два самых главных необходимых условия – свобода ценообразования и свобода в установлении уровня оплаты труда. Все это может происходить на договорной основе между участниками рынка. Эти два условия можно объединить в одно – свобода цен на товары, работы и услуги, и свобода цен на факторы производства этих товаров, работ, услуг. Там, где нет свободного ценообразования, там не может процветать частный бизнес. И все разговоры о вхождении в первую тридцатку стран с наиболее благоприятными условиями для развития бизнеса, могут разговорами и остаться, если ничего не поменять в этом направлении.

С 1 марта текущего года либерализация цен на товары, работы и услуги произошла. Осталось снять все ограничения для частного бизнеса по установлению размеров заработной платы для наемных работников, провести реформу системы отчислений в ФСЗН – снизить процент выплат и сделать эти выплаты в ряде случаев добровольными.

Государство должно заботиться о повышении доходов населения не через давление в этом вопросе на субъектов хозяйствования, а через – создание для их деятельности благоприятных условия, в том числе за счет невмешательства, а также за счет адресной поддержки тех работников, которые по каким-то причинам не смогли заработать необходимые для жизни средства. Эта адресная поддержка в виде пособия по безработице или в виде материальной помощи должна быть существенной. Именно через изменение величины пособия по безработице государство может влиять на нижнюю границу зарплат в стране, а не через регулирование минимальной заработной платы. Поскольку важно, чтобы любое вмешательство в регулирование заработной платы учитывало не только интересы работников, но и интересы бизнеса. Такое вмешательство не должно приводить к ухудшению условий для ведения экономической деятельности. Такое вмешательство может продиктовать только рынок, а государство может исправлять его провалы.

 

Автор: Владимир Акулич

Источник: ЭКОНОМИКА.BY

 

 

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family