Print this page

12-01В деле построения инновационной экономики не обойтись без частно-государственного партнерства. Предлагаем вашему вниманию статью на эту тему эксперта по проблемам инновационного развития Беларуси Дмитрия КРУПСКОГО.

Бизнес и инновационное развитие экономики Беларуси: реалии и возможности частно-государственного партнерства

В настоящее время одной из проблем, которая достаточно активно обсуждается в белорусском обществе, является  проблема модернизации и  инновационного развития – формирования и развития высокотехнологичного сектора экономики Беларуси. В этом контексте целесообразно остановится на роли частного бизнеса, и, конкретно,  тех сферах и направлениях деятельности, которые могли бы стать предметом частно-государственного партнерства.

Однако для начала приведу ряд красноречивых цифр. Принято считать, что для нормального развития научно-технического потенциала отношение затрат на проведение научных исследований и разработок к валовому внутреннему продукту должно быть выше 1%. В развитых странах этот показатель достигает 2,5-3,0 % и более. Наукоемкость же ВВП в размере 1% и ниже оценивается как критическая. Следует отметить, что такое положение с наукоемкостью ВВП наблюдается в Беларуси с начала 1990-х гг. и до сих пор эта тенденция сохраняется… Так, лишь в 2009 г. доля расходов на исследования и разработки в ВВП Беларуси достигла 1%. До этого же она колебалась в диапазоне 0,6-0,9%. Более того, согласно Глобальному рейтингу стран по показателям их инновационного развития (версия 2008 г.), Беларусь находилась на 69 месте, уступая Казахстану (68 место), России (61 место), Украине (51 место). Беларусь до настоящего времени так и не смогла осуществить перевод своей экономики на путь инновационного развития, обеспечив массовое распространение  технологий 5-го технологического уклада. В  странах – технологических лидерах доля 5-го техноуклада достигла 50% ВВП, тогда как в Беларуси в начале 1990-х годов  эта доля составляла около 10%, в середине 1990-х, согласно оценке специалистов, она снизилась до 3-5%  от ВВП, и лишь к настоящему времени превзошла  уровень начала 1990-х.

В свете вышеизложенного, хотел бы обратить внимание на следующее обстоятельство: наша отечественная ИТ-индустрия – ядро высокотехнологичного сектора Беларуси, сконцентрированная преимущественно в Парке высоких технологий, представлена, в абсолютном своем большинстве, частными компаниями, работающими на экспорт, и способными обеспечить производство и реализацию конкурентоспособной на мировом рынке  продукции. Таким образом, у белорусского бизнеса уже есть опыт создания высокотехнологичных компаний, и именно частный бизнес в ИТ-индустрии выступает теперь лидером в распространении технологий 5-го техноуклада в Беларуси. И то, что государство сполна использовало потенциал частного бизнеса в ИТ-сфере, и пошло на создание ПВТ, – уже есть живой пример успешного частно-государственного партнерства в нашей стране. Вместе с тем, хотел бы отметить, что отечественная ИТ-индустрия Беларуси была создана не на пустом месте, ибо Минск в период Советского Союза являлся одним из 5-ти математических центров, а Минский радиотехнический институт (ныне БГУИР) – входил в число ведущих вузов СССР по подготовке специалистов в области информатики и вычислительной техники.

Однако, на фоне положительного опыта частно-государственного партнерства в ИТ-индустрии, других подобных примеров практически нет. Почему так? Ответ прост: наш отечественный бизнес работает в традиционных отраслях экономики, используя технологии 3-4-го техноукладов, и, за редким исключением, не имеет необходимых компетенций для реализации высокотехнологичных проектов, требующих как владения методологией проектного менеджмента, так и организации внедрения  наукоемких  технологий в производство. Самое печальное заключается в том, что  этому у нас в стране и  не учат! Более того, даже задача по вовлечению частного бизнеса в орбиту инновационно-технологического развития экономики Беларуси в принципе не стоит. Посмотрите исполнителей Гос.программы инновационного развития РБ и вы найдете подтверждение моим словам – сплошь предприятия и организации госсектора! А ведь очевидно, что именно частный бизнес, с его мобильностью и гибкостью, способен достичь значительных результатов как  во внедрении в производство технологий 5-6-го техноукладов, так  и в продвижении на рынок готовой продукции, созданной с применением новейших технологий. Мало того, наиболее мыслящие и социально-ответственные  предприниматели сами, не ожидая каких-либо «ценных» указаний  «сверху»,  активно стремятся продвигать инновации (не только технологические, но и организационно-управленческие) в практику хозяйствования, предлагая новые формы и методы ведения бизнеса. Так, в бизнес-сообществе Беларуси получила известность общественная инициатива  «МинскСтартапУик-энд» – интерактивный тренинговый марафон по презентации потенциальным инвесторам перспективных бизнес-проектов. Инициируемая и реализуемая четырьмя белорусскими предпринимателями серия таких интерактивных мероприятий привлекла внимание как начинающих предпринимателей, так и инвесторов и экспертов, в результате за достаточно короткий период (декабрь 2009 – апрель 2010 г.г.) с аншлагом   прошли уже три подобных мероприятия, в октябре 2010 г. планируется четвертое. Хотелось бы отметить, что  эта инновационная бизнес-инициатива, пусть и далеко не сразу, но получила  признание и определенную поддержку со стороны ГКНТ РБ.

Безусловно, приведенный пример, лишь первая «ласточка», но он показателен в том смысле, что демонстрирует  стремление бизнес-сообщества Беларуси участвовать в формировании инновационно-восприимчивой экономики, и подобное стремление, на наш взгляд, следует всемерно приветствовать и поддерживать.

Если же говорить о системной работе по развитию частно-государственного партнерства в инновационно-технологической сфере, то, как представляется, целесообразно уже сейчас реализовать комплекс следующих мероприятий:

1. Ввести в практику регулярное участие представителей национальных объединений предпринимателей и работодателей в работе Президиума НАН Беларуси и коллегии  ГКНТ РБ при обсуждении вопросов, связанных с формированием и реализацией государственной научно-технологической и инновационной политики;

2. Ввести в практику создание совместных рабочих групп из числа представителей    национальных объединений предпринимателей и работодателей и сотрудников республиканских органов государственного управления для обсуждения вопросов формирования концепций и проектов государственных научно-технических программ, в том числе и концепции  Государственной программы инновационного развития РБ на 2011-2015 г.г.;

3. С целью повышения эффективности использования бюджетных средств в процессе организации и выполнении НИОКР, и последующей коммерциализации их результатов, законодательно закрепить практику использования методологии проектного менеджмента, при этом подбирать исполнителей проектов на конкурсной основе, не допуская дискриминации субъектов частного бизнеса;

4. В целях форсированного инновационно-технологического развития национальной экономики, обеспечить государственную поддержку и содействия проектам частного бизнеса в области новых и высоких технологий, предполагающих участие в их реализации субъектов госсектора. В качестве примера такого проекта, выступает проект «ИТ-страна», предусматривающий переобучение в течение пяти ближайших лет порядка 300 тыс. работников из числа экономистов, бухгалтеров, юристов в специалистов для  ИТ-индустрии Беларуси;

5. В целях содействия коммерциализации результатов НИОКР на внутреннем и внешнем рынке, создать под эгидой Совета Министров Беларуси государственное учреждение «Национальное агентство по коммерциализации инноваций» и сформировать сеть уполномоченных субъектов предпринимательской деятельности (из числа действующих предприятий частного бизнеса), выступающих в качестве демонстрационных площадок для инновационного бизнеса (осуществляющих коммерциализацию результатов НИОКР) в сфере высоких технологий (ИТ-индустрия, нетрадиционная энергетика, наноиндустрия, индустрия биотехнологий);

Кроме того, для повышения профессиональной компетентности субъектов национальной экономики (в том числе и частного бизнеса) в области инновационного и проектного менеджмента, целесообразно принять и обеспечить реализацию специальной  Государственной программы перспективной подготовки кадров для экономики знаний. При этом, исполнители программы должны подбираться на конкурсной основе из числа наиболее авторитетных бизнес-школ и отдельных преподавателей Беларуси и стран СНГ. На первом этапе развертывания подготовки кадров целесообразно создание специализированной бизнес-школы по подготовке инновационных менеджеров, с дислокацией ее в Парке высоких технологий, а затем, по мере накопления опыта и наличия компетентных тренеров-преподавателей, развертывание сети учебно-инновационных центров в регионах.

В результате, реализация данных предложений послужит повышению уровня национальной конкурентоспособности и  технологической безопасности Беларуси, с одной стороны, и будет содействовать развития предпринимательской инициативы и способствовать участию бизнес-сообщества Беларуси в решении общегосударственных задач, с другой.

 

Автор: Дмитрий Крупский

 

Источник: ЭКОНОМИКА.BY

 

Справка от портала ЭКОНОМИКА.BY

19965_w200_h200_krupskij3КРУПСКИЙ Дмитрий Марьянович – руководитель проекта «Виртуальная интеллектуальная биржа коммерческих идей и проектов», директор портала VIB.BY. Имеет практический опыт проведения инвестиционных сделок и организации работы с потенциальными инвесторами.

 

Проект «Виртуальная интеллектуальная биржа коммерческих идей и проектов» (портал VIB.BY) является своеобразным «национальным интегратором» в сфере оборота коммерческой и научно-технической информации. Он призван сводить на одной электронной торговой площадке деловых людей, которые осознают возможности Интернета для развития успешного бизнеса в современных условиях.