wrapper

Новости - слайдер на главной

image001Прошел почти год, как на сайте Научно-исследовательского центра Мизеса появилась эта довольно профессионально написанная статья (судя по стилю, ее автором является руководитель этого центра Ярослав Романчук). Интересно прочитать и посмотреть, что изменилось в этой области, а что осталось по-прежнему. – Редакция портала ЭКОНОМИКА.BY

Чего хотят иностранные инвесторы и что они получают

Активы Беларуси выставлены на продажу. Министры и дипломаты превратились не только в менеджеров по реализации складских запасов. Им приказано привлекать иностранных инвесторов и договариваться о получении кредитов. И вот Минск одна за другой посещают делегации европейского, арабского, российского или китайского бизнесов. Серьезные иностранцы с серьезными намерениями разговаривают в Беларуси о перспективах покупки наших предприятий. Массовость создают представители оффшоров. Раз за разом иностранцы натыкаются на великую тайну доступа капитала на белорусский рынок: «Каждый человек может вложить в нашу страну деньги, но надо выполнить 25 инвестиционных условий», утверждают наши власти. Инвесторы, как люди дела, были бы рады следовать букве закона, но проблема в том, что этих букв нет ни в одном документе, ни в одной инструкции.

По-старому нельзя, по-новому не научились

Ни экономический бум, ни тем более выход из кризиса без инвестиций не обеспечишь. Беспрецедентный в истории Беларуси рост ВВП, который продолжался 52 квартала подряд, обошелся, по сути дела, без иностранных инвестиций. Главную скрипку играла Вертикаль. Ей благоприятствовала внешняя конъюнктура, благосклонность России и доверчивое население. Инвестиции шли преимущественно в проверенные еще в советские времена предприятия и отрасли. Поскольку они шли по воле и под контролем руководства страны, то спроса на создание благоприятного инвестиционного климата со стороны других субъектов для частного бизнеса не было.

Глубокий системный кризис резко поменял экономический расклад. Инвестировать по-старому – это «замораживать» ресурсы в складских запасах, объектах незавершенного строительства или просто поддерживать на плаву крупные предприятия по социальным, а не коммерческим соображениям. Временной ресурс такого подхода небольшой. Пока дают кредиты. Пока терпят вкладчики. Пока еще есть возможность инфляционных и девальвационных манипуляций.

Однако создать солидную платформу для посткризисного роста на такого рода инвестициях невозможно. Это начали понимать сами белорусские власти. Поэтому поддержку получило предложение увеличить долю прямых иностранных инвестиций (ПИИ) с 2-3% в предкризисный период до 15-20% от общего объема инвестиций. В чиновничий обиход вошла задача попасть в Топ-30 стран мира по качеству делового климата. Местным органам власти уже доводят планы по привлечению ПИИ. Проводятся внутренние и внешние инвестиционные форумы. Резко выросло число встреч иностранных инвесторов с белорусскими дисижнмейкерами разного уровня. В странах ЕС, России, Украине, Китае и даже в арабских странах стала модной тема «Беларусь - страна новых инвестиционных возможностей». На фоне углубляющегося кризиса в богатых странах, болезненных потерь на фондовых площадках, инвесторы склонны внимательно рассматривать любые предложения.

Почему иностранные инвесторы активно интересуются Беларусью

Интересующиеся экономикой и бизнесом люди знают, что Беларусь еще не начинала по-серьезному приватизацию. Инвесторов подкупают темпы роста белорусской экономики с начала XXI века. Мы сумели убедить иностранцев, что у нас высококвалифицированная и дешевая рабочая сила, хорошая транспортная инфраструктура, стабильность и порядок. Сам статус европейского государства в центре Европы подкупает. А тут еще многочисленные высказывания А. Лукашенко, премьера С. Сидорского, руководителя МИДа С. Мартынова о том, что Беларусь открывает двери для иностранных инвестиций.

Опыт переходных стран Центральной и Восточной Европы учит, что на первом этапе массовой приватизации можно очень неплохо заработать. Когда нет эффективно функционирующего фондового рынка, когда не включены в полноценный рыночный оборот разного рода активы, многие госпредприятия кажутся для инвесторов недооцененными и дешевыми. Поэтому их приобретение может привести к целому ряду позитивных моментов. Во-первых, дешевый вход на новый для себя рынок. На нем не много, ни мало, а почти 10 миллионов потребителей. Во-вторых, приобретение дешевых активов с потенциалом выхода на высокую капитализацию в течение двух-трех лет. В-третьих, расширение возможности экспансии на рынок России, с которой, согласно официальным документам, у Беларуси единое экономическое пространство. А иностранные инвесторы склонны верить именно официальным документам и государственным статорганам.

Наконец, многие иностранные инвесторы с пониманием относятся к желанию белорусской номенклатуры заработать на приватизации и на продаже «входных билетов» на белорусский рынок. Сохраняя политически корректную риторику об этических стандартах бизнеса и противодействию коррупции, очень многие международные компании, особо не задумываясь, примут закулисный, закрытый, конфиденциальный формат переговоров о приватизации особо привлекательных белорусских активов. Инструменты, при помощи которых можно заинтересовать чиновников, принимающих решения по приватизации, разнообразны и в большой степени застрахованы от уголовного преследования в будущем.

Почему буксуют инвестиции

Есть несколько способов входа на рынок Беларуси. Первый – официальный и законный. Они длится долго, стоит дорого и сулит выход на более-менее нормальный режим работы на третий-четвертый год от начала реализации проекта. Далеко не каждый инвестор может преодолеть этот этап. Трудностей на нем очень много. Понять, кто за что отвечает, какие решения чиновники уполномочены принимать, как проходит процесс согласования, кто может быть противником входа на рынок, непросто. Иностранные инвесторы справедливо жалуются, что в нашей стране сложно понять, куда обратиться, чтобы получить хотя бы базовую информацию об инвестиционных возможностях Беларуси. Сайты заводов куцые и неинформативные. Из представленных на них предложений сложно понять, что продается или какая форма партнерства реально предлагается.

Переговоры на уровне предприятия – это только первый этап длинного пути инвестора к заветной цели – вложению своих тысяч или миллионов долларов в Республику Беларусь. Одновременно инвестор встречается с местными властями. Все чинно, подчеркнуто вежливо и гостеприимно. На этом уровне в большинстве случаев интерес к иностранному инвестору, действительно, неподдельный. Если бы решения по продаже акций или земли под green field принимались на местном уровне, ПИИ в нашей стране было бы гораздо больше. Однако инвестору нужно еще убедить облисполком, соответствующее отраслевое министерство и правительство, а потом – десятки чиновников, которые с высоты кабинетов своих министерств и ведомств имеют право подписи на согласуемом документе.

Наконец, на вершине пирамиды принятия решений находится, как известно, Администрация президента. На дисижнмейкеров этого уровня аргументы должны быть отточены, убедительны и соответствовать целому ряду требований. К несчастью иностранного инвестора списка этих требований нет в природе. Он составляется под каждый конкретный случай. Причем эти требования далеко не всегда имеют четкие параметры, поэтому инвестор заранее не может знать, что его ждет на длинном пути входа на рынок.

Второй путь гораздо быстрее, но требует наличия одного достаточно редкого в Беларуси ресурса – доверительного знакомства с людьми близкого круга небольшой группы дисижнмейкеров администрации президента. Доступ к человеку, который имеет возможность донести первому лицу государства специфику того или иного инвестиционного проекта, не приобретается на инвестиционных форумах или в ходе переговоров с руководством предприятия. В отдельных случаях могут помочь дипломаты, но для этого инвестор должен быть очень богатой, серьезной структурой с региональным или желательно мировым именем.

В ходе кулуарных переговоров по второму сценарию инвестору тоже могут быть предъявлены разного рода требования. Опять же они нигде не прописаны. Страховка инвестиционных рисков в виде устной договоренности или рукопожатия с высшим чиновником убеждают далеко не каждого. Тем не менее, разница ценовых потенциалов (между предлагаемой ценой и уровнем потенциальной рыночной капитализации) искушает. Отдельные инвесторы на свой страх и риск соглашаются входить на рынок на таких условиях. Точечные крупные проекты так реализовать можно, но для резкого увеличения доли ПИИ в Беларуси, для модернизации экономики этот путь явно не подходит.

Анализ существующих и неудачных инвестиционных проектов в Беларуси позволяет сформулировать примерный перечень 25 требований, которые предъявляют белорусские власти к иностранным инвесторам. Он разительно отличается от списка требований, которые сегодня предъявляют серьезные инвесторы к стране-реципиенту иностранных ресурсов.

Сегодня, когда в условиях кризиса наблюдается сильный отток ПИИ из развивающихся стран, иностранные инвесторы становятся еще более требовательными и избирательными. Люди с кэшем в руках, с доступом к богатым рынкам, к розничной сети и новым технологиям – вот кто сегодня определяет правила инвестирования. Успех кампании по привлечению иностранных инвестиций в Беларусь, по активизации накопленного отечественного частного капитала зависит от того, как быстро белорусские власти примут, как данность, основные требования инвесторов и откажутся от продажи экономических фьючерсов по закрытым, кулуарным и подозрительно коррупционным схемам.

25 требований белорусской власти и иностранных инвесторов друг к другу

25 требований белорусской власти к иностранным инвесторам

25 требований иностранных инвесторов к белорусской власти

1

Не увольнять работников, принимая на работу преимущественно белорусских граждан.

 

Покупать контрольный пакет акций по реальным рыночным ценам (на открытом аукционе, например), приобретать право собственности на землю, т. е. включать землю в полноценный коммерческий оборот.

2

Повышать зарплату согласно плану правительства.

Иметь реальную возможность защищать свои права в независимом суде.

3

Выплачивать зарплату в размере, определяемом единой тарифной сеткой.

 

Иметь право оптимизировать занятость под свой бизнес план и реальный спрос, который оценивает сам инвестор

4

Быть готовым к удовлетворению «рекомендаций» органов госуправления по найму сотрудников.

Право самостоятельно определять размер вознаграждения своим сотрудникам.

5

Покупать активы по «старым» ценам.

Легкость найма и увольнения работников, включая иностранцев.

6

Приобретать не контрольный пакет акций и без права собственности на землю.

Наличие устойчивой финансовой инфраструктуры и банковской системы, работающих согласно международным нормам и стандартам.

7

Платить за весь пакет акций сразу же, «живыми» деньгами.

Низкие простые налоги, легкие в уплате и администрировании.

8

Брать на баланс (или поддерживать «добровольно») с/х предприятия.

Неизменность налогового законодательства и нормативного поля, регулирующего деятельностью бизнеса в целом.

9

Сохранять на балансе непроизводственные активы (лагеря, библиотеки, памятники, школы и т.д.).

Простые, дешевые и быстрые процедуры открытия и закрытия бизнеса.

10

Продавать на внутренний рынок часть продукции по «социальным» ценам, т. е. по себестоимости или ниже ее.

Наличие эффективной процедуры банкротства, защиты прав кредиторов и акционеров.

11

Согласиться с тем, что определенные услуги для иностранцев (гостиницы, связь, аренда) по определению дороже («ведь вы, иностранцы, богаче»).

Непротиворечивость и простота бухгалтерского учета, направленного на нужды собственника, а не налоговых органов.

12

Учитывать и не перечить государственным монополистам и их дискриминационным практикам: дотациям и субсидиям из бюджета, приоритетному доступу к ресурсам и имуществу государства, розничной сети, налоговым льготам, заниженным арендным ставкам и т.д.

Низкая инфляция, стабильность валютного курса и макроэкономических показателей в целом.

 

13

Адаптироваться к плановому характеру штрафов, принятых в Беларуси, т. е. к тому, что вне зависимости от количества нанятых бухгалтеров и консультантов многочисленные контрольные органы все равно найдут ошибки в бухучете и отчетности.

Принятие сертификатов качества и соответствия, выдаваемых госорганами стран-инвесторов, а также ЕС, США, России.

14

Инвестировать предпочтительно в сельскую местность и малые города, а также в убыточные предприятия, объекты незавершенного строительства – и чтобы 100% продукции шло на экспорт с полным поступлением валютной выручки в страну.

Наличие высококвалифицированной и относительно недорогой рабочей силы.

 

15

Выполнять прогнозные показатели правительства по темпам роста (например, «обеспечить рост выпуска товаров на 10-15%»).

Наличие качественной инфраструктуры (дороги, связь, электричество, водоснабжение, канализация, аэропорты, ж/д).

16

Согласиться с жестким нормированием затрат и рентабельности.

Беспрепятственный доступ на рынки соседних стран, в первую очередь, России и ЕС (для полноценного включения производств в Беларуси в горизонтальные и вертикальные цепочки международных ТНК).

17

Принять правила ценового регулирования (повышение и снижение цен согласуется с органами власти)

Наличие внутренних качественных поставщиков сырья, комплектующих, а также бизнес услуг (консалтинг, аудит, бухучет, маркетинг, логистика и т.д.)

18

Инвестировать преимущественно в те сферы и предприятия, которые входят в список приоритетов правительства.

Беспрепятственный доступ на все сегменты внутреннего товарного рынка, отсутствие ограничений и «рекомендаций» по поставкам на внутренний рынок.

19

Инвестировать туда и так, чтобы, с точки зрения отраслевых министерств, не создавать «чрезмерную конкуренцию» существующим белорусским предприятиям.

Наличие качественной финансовой инфраструктуры (банки, страховые компании, лизинг, инвестиционные структуры и т.д.).

20

Принять как данность обязательную норму продажи определенной части валютной выручки, учитывая возможность ее увеличения в зависимости от потребностей государства.

Эффективная деятельность таможни (быстрое оформление, отсутствие таможенных пошлин или одинаковые ставки с основными рынками (ЕС), соответствие внешнеторгового обмена нормам и стандартам ВТО.

21

Быть готовым к повышению ставок налогов и сборов, изменению методики их уплаты, к введению новых обязательных платежей в течение календарного года.

Возможность кредитования на внутреннем рынке.

 

22

Принять, как данность, ограничения на покупку валюты и оплату заграничных контрактов, а также на использование наличных денег.

Возможность заниматься большинством видов экономической деятельности без лицензий, разрешений и прохождения других бюрократических процедур.

23

Быть готовым подчиняться решениям правительства (владельца контрольного пакета акций) по распределению прибыли в пользу внебюджетных фондов

Доступ к покупке или долгосрочной аренде недвижимости (офис, склад, производственные помещения) для ведения бизнеса.

24

Воспринимать как данность, что государство, как заказчик, может существенно задержать оплату услуг и товаров или вообще за них не заплатить.

Защита прав интеллектуальной собственности.

 

25

Считать белорусский суд справедливым, объективным и независимым от исполнительной власти.

Принятие страной международных стандартов распространения информации, банковского надзора, аудита, рынка ценных бумаг.

Источник: НИЦ Мизеса АЦ «Стратегия»

Tagged under
  • ,

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family