wrapper

Новости - слайдер на главной

В статье читатель найдет описание важнейших, в моем понимании, факторов, которые определят в ближайшие годы состояние российской экономики, да и белорусской тоже, и подтолкнут российское руководство к принятию судьбоносных решений.

"Россия переживает один из самых трудных периодов в своей многовековой истории. Пожалуй, впервые за последние 200-300 лет она стоит перед лицом реальной опасности оказаться во втором, а то и в третьем эшелоне государств мира" (В. Путин «Россия на рубеже тысячелетий» 1999 ).

Бюрократия превратилась в номенклатуру

К концу 90-х в России сформировалась рыночная экономика: 70% собственности стала частной. Но экономика не стала достаточной неэффективной, потому что во власти осталась номенклатура.

Номенклатура – это те же чиновники (бюрократия), но наделенные льготами. Например, у них более высокие пенсии, обслуживание в лечкомиссии, специальные животноводческие фермы и цеха, которые поставляют им экологически чистые продукты, закрытые санатории и т.д. Они образуют особый класс общества и тормозят развитие России. Это прекрасно понимают в России, «от бабы Мани у подъезда» до президента: «Государственный аппарат у нас - это… самый большой работодатель, самый активный издатель, … сам себе суд, сам себе партия и сам себе, в конечном счете, народ. Такая система абсолютно неэффективна и создает только одно… коррупцию» (Из Послания президента РФ Федеральному Собранию РФ 05.11.2008).

Бюрократия существовала в истории всегда. Без нее существование общества невозможно. Номенклатура («новый класс» Джиласа,«вертикаль», ), как особый класс общества возникла лишь с приходом коммунистов во власть. Существование номенклатуры и эффективная (рыночная) экономика несовместимы. И это можно еще раз увидеть на примере современной экономики России.

В первое десятилетие после распада СССР России угрожал приход к власти левых сил. Когда они взяли верх в парламенте и в октябре 1993 года вооруженные отряды штурмовали телестудию в Останкино, Ельцин расстрелял из танков парламент и тем самым сохранил власть и движение к рыночной экономике. Но после этого он сделал вывод, что нужно поставить новую номенклатуру под свой контроль. С 2003 года он восстановил обслуживание номенклатуры, создав Управление Делами Президента (УДП) РФ, которое стало наследником УД ЦК КПСС. (В странах Запада тоже есть подобие УДП. Но они обслуживают только президентов). Теперь 12 тыс. высших чиновников России и обе палаты парламента кормятся из рук президента. Танки в Москве больше не стреляют и парламент теперь – не место для дискуссий (месячная зарплата депутатов достигает 10-20 тыс. долларов).

Второй раз угроза возврата коммунистов во власть возникла во время президентских выборов в 1996г. Перед выборами рейтинг Ельцина был на уровне 6%. Потребовались большие деньги и усилия, чтобы раскрутить его рейтинг до 60%, организовав и оплатив мощную пропаганду в СМИ. Выборы Ельцин выиграл. Но за предотвращение возврата коммунистов во власть и «сталинских лагерей» ему пришлось дорого заплатить. Ряд крупных предприятий России оказались в собственности частных лиц (олигархов) из-за льготных условий приватизации для бизнесменов, поддержавших Ельцина («залоговые аукционы»).

Заметим, что часть новых олигархов не была выходцами из государственной бюрократии. Так при Ельцине зарождался олигархический капитализм, в котором крупные собственники контролировали госаппарат с целью создания для них льготных условий для приватизации и ведения бизнеса («семибанкирщина»). Но при всем этом формировался рынок, хотя бы и монополистический.

Бюрократия существовала в истории всегда. Без нее существование общества невозможно. Номенклатура («новый класс» Джиласа, «вертикаль», ), как особый класс общества возникла лишь с приходом коммунистов во после революции 1917 года. Существование номенклатуры и эффективная (рыночная) экономика несовместимы. И это можно еще раз увидеть на примере современной экономики России.

Формирование номенклатурно-государственного капитализма

После решения Путина о создании госкорпораций начался процесс огосударствления частной собственности (вспомним, к примеру, дело Ходорковского) и передача ее под управление государственной бюрократии. Доля частного сектора в ВВП России уменьшилась с 70% в 2005 году до 35% 50% в 2015 году. (https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/09/29/658959-goskompanii-kontroliruyut-ekonomiki)

Создаются крупные государственные корпорации в промышленности под управлением госбюрократии. Что из этого получилось, покажем на примере госкорпорации «Ростех», созданной в 2007 году. Она включает в себя более 400 предприятий , в основном государственных . В нее входят, к примеру, «Камаз» и «Автоваз». Доля государства в 10 крупнейших компаниях в 2011 году составляла в России 81% (в Германии -11%, Греции -15%).

Цель создания «Ростеха» озвучил ее бессменный генеральный директор С. Чемезов (друг Путина еще по работе в КГБ), выступая в МГТУ имени Баумана (2007г.). Он признал значительное технологическое отставание оборонного комплекса, что "мы впереди планеты всей лишь по добыче и продаже наших сырьевых ресурсов", что сейчас нужна военная техника 5-го поколения, а военная промышленность производит продукцию лишь 3-го поколения, потому что оборудование чудовищно устаревшее и доля относительно современных станков не превышает пяти процентов . "Уже найден рецепт преодоления застоя... - заявил Чемезов, - Это создание в наиболее важных секторах экономики государственных корпораций".

В другом своем интервью, Чемезов сообщил, что госкорпорации создаются, чтобы вывести из-под влияния рынка важнейшие отрасли народного хозяйства.

Восьми лет деятельности Ростеха оказалось достаточно, чтобы убедиться в неэффективности громоздких госкорпораций. Например, еще в 2007 году Чемезов заявил, что с 2008 по 2012 год в России будет произведено более 430 самолетов. По факту же вместо обещанных Чемезовым к 2012 году 430 самолетов авиапром осилил лишь 64. Да и то нарастили парк за счет "Суперджетов", которые не являются российскими, поскольку основные 20 узлов произведены фирмами зарубежных стран, за исключением корпуса. А вот его российские конструкторы спроектировали так, что расход топлива «Суперджета» оказался больше, чем у канадского или бразильского аналога. Поэтому его производство оказалась нерентабельным. Филиал фирмы «Сухой», производивший гражданские самолеты, оказался в убытках на несколько миллиардов долларов (2014г.). За это в 2015г. был уволен его генеральный директор.

Способность госкорпораций решить проблему технологического отставания от стран Запада можно оценить из высказывания советника Путина по вопросам экономики академика С. Глазьева: «Основные негативные последствия экономических санкций – изоляция России от новых технологий. Если не нейтрализовать, через несколько лет наша экономика окажется в состоянии необратимого отставания в освоении производств нового технологического уклада».

Можно вспомнить АвтоВАЗ, которым управляла командой Чемезова с 2005 года: как был «АвтоВАЗ» убыточным предприятием, так и остался. Например, в 2014 году чистый убыток «АвтоВАЗа» составил 25,4 млрд российских рублей. . Однако менеджеры предприятия исправно получали высокие бонусы. Так , в СМИ приводится случай, когда один из близких Чемезову людей, Владимир Артяков, в 2006–2007 годах президент и гендиректор ОАО "АвтоВАЗ", лишь за 8 месяцев своей работы в этом качестве только премиальных получил около 1,5 млрд рублей.

Россия лет 20 пыталось создать российский легковой автомобиль. Но не помогли государственные целевые программы и многомиллиардные вливания в «Москвич» и «АвтоВАЗ». В конце концов Россия признала свое поражение и в автомобилестроении, передав АвтоВАЗ» летом 2014г. франко-японскому альянсу Renault- Nissan . Не лучше результаты и в производстве других товаров даже четвертого технологического уклада. Вспомним, к примеру, несколько белорусско-российских программ по созданию «союзного» телевизора или дизеля.

«Ростех» пытался уменьшить зависимость России от зарубежной техники пятого и шестого поколений, например, микроэлектроники. Но тоже безуспешно. Однако, несмотря на ежегодное вливание миллиардов долларов в НИИОКР и модернизацию отрасли, "большинство новых разработок последних лет выполнено с использованием комплектующих зарубежного производства, аналогов которых в России нет и не предвидится" (Покровский И. "Вырастить электронную микроэкономику" // Эксперт. - № 29/2014).

Российская экономика оказалась невосприимчивой к инновационному развитию. Она постепенно теряет конкуренцию в развитых до того отраслях- в производстве вооружений (например американцы первыми продемонстрировали лазерное оружие) и в создании космических аппаратов (многократно используемый космический корабль) Конкурентоспособность Росси увеличивается лишь в производстве сельхозпродукции. (Это означает, что основной рынок сбыта белорусского продовольствия через несколько будет закрыт).

Но российская государственная номенклатура не страдает от деградации объекта их управления. Например, месячная зарплата самого Чемезова в 1-й половине 2017 года составила 14,7 миллиона долларов, или около 170 млн. долл. в год (9-ое место в рейтинге зарплат российских госслужащих за 2017г, 1п. . Для получения такого же устойчивого годового дохода капиталисту в США потребовался бы капитал не менее чем в 2 млрд. долл.) По уровню дохода Чемезова можно отнести к олигархам. И при этом никаких рисков банкротства. Ведь он управляет народным капиталом. Это народ заплатит за все просчеты путинской номенклатуры.

Таким образом, в России в последнее десятилетие сложилась модель номенклатурно-олигархического капитализма. Как показывает практика, ставка Путина на прорыв в технологическом развитии России за счет отказа от рыночной экономики и создания крупных госкорпораций оказалась ошибочной (за исключением, пожалуй, «РосАтома»).

Российские ученые я еще раз на опыте своей страны проверили давно известную истину-частная собственность эффективнее государственной. Они обследовали 114 компаний (частных и государственных), акции и облигации которых были допущены к размещению на бирже. Их совокупный объем выручки в 2006-2014 гг. составлял 16,2% от выручки по российской экономике. Оказалось, что выработка на одного занятого в частных компаниях составила 12,53 млн. рублей, в государственных - 4,64 млн. рублей. В. Э. (См. А. Абрамов и др. Государственная собственность и характеристики эффективности. Вопросы экономики №4, 2017).

Ставка на госкорпорации и сворачивание рыночной экономики и оказалась, вероятно самым крупным просчетом Путина.

Раздвоения стратегии экономического развития

В начале 2000-х гг. цены мирового рынка на энергоресурсы быстро росли. В этой ситуации на заседании Совета безопасности в конце 2005 года Путиным была выдвинута очередная “национальная идея” в области экономики — мировое лидерство России в энергетической области. Нефтегазовый комплекс станет “локомотивом” российской экономики, опорой в ее переходе к новому качеству роста — роста за счет инновационного развития широкого спектра отраслей.

. С этого момента стратегия развития экономки раздваивается. С одной стороны, необходимо увеличить инвестиции в ТЭК, с другой – необходимы большие инвестиции, чтобы преодолеть отставание в других отраслях, особенно в сфере высоких технологий. Предполагалось, что доходы от экспорта энергоресурсов обеспечат необходимые ресурсы для развития других отраслей. Кроме, того в ближайшие годы намечалось увеличить мощности угольной промышленности в 100 раз, чтобы не сжигать газ на российских ТЭЦ и направить его на экспорт.

Но уже тогда появились критические оценки стратегии Путина. Например, российский ученый Ю. Шишов убедительно показал, что инвестиционных ресурсов России недостаточно для одновременного решения двух задач: обеспечить разведку месторождений нефти и газа, увеличить объемы производства энергоресурсов и одновременно сократить нарастающее технологическое отставание. (см. «Россия на развилке дорог», Мировая экономика и международные отношения №12, 2007 г.). «Таким образом- утверждает Ю. Шишов, - российская экономики и экология становятся заложницами стремления определенной части олигархов и благоволящих им политиков выжать по максимуму временные выгоды, существующие сейчас у «энергетической сверхдержавы».

Не последним фактором причиной распада СССР стала резкое падение цен на нефть в начале 1980-х годов. И сейчас отвлечение инвестиций в ТЭК от модернизации изношенных производственных и непроизводственных фондов в других отраслях национального хозяйства оставили страну буквально у «разбитого корыта».

Средний срок станочного парка в России перевалили за 21 год. Более половины производственных фондов безнадежно устарели и нуждаются в обновлении. Почти 41% российских предприятий убыточны.. В то же время, например, бывшие соцстраны Прибалтики и Восточной Европы намного опережают Россию в переходе на новые технологии. По объему производства в машиностроении Польша уже опережает Россию.

По данным отечественных и зарубежных экспертов, для технологического перевооружения только энергопроизводящих (включая газо- и нефтепроводы) и наиболее энергоемких потребляющих отраслей российской экономики на период до 2030 года потребуются инвестиции в пределах 2,5-4 трлн. USD. Но таких денег в России нет.

В течение последних 60 лет из-за стабильного недофинансирования капитального ремонта жилья непрерывно увеличивается накопленный износ жилищного фонда и сетей коммунального хозяйства. Например, в 2000 г. накопленный дефицит инвестиций в восстановление жилого фонда в 19 раз превышал текущую (годовую) потребность в восстановлении, а в 2012 г. - уже в 23 раза (36% ВВП)
Для приведения накопленного в ЖКХ износа к нормативному уровню необходимы инвестиции в размере 700 млрд. USD (в ценах 2012 г.). Примерно такой объем инвестиций Россия запланировала затратить на производство вооружений в 2010-2020 гг., исчерпав ресурсы бюджета для увеличения доли участия государства в решении жилищной проблемы.

В ловушке среднего уровня дохода

В мае 2012 года были приняты Указы Путина о повышении зарплат в социальным работникам и бюджетной сфере в 1,4 раза. (Белорусский президент тоже потребовал от правительства обеспечить рост заработной платы всех работников). Повышение зарплат обеспечивалось не ростом производительности труда, а доходами от экспорта энергоносителей. Но в 2012-2013 гг. темпы роста российской и белорусской экономики неожиданно снизились до 1-1,5%, несмотря на благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру (в 2011-2014, 1 пол. установились максимальные цены на нефть - 100-120 долл./баррель).

Причину этого снижения темпов роста почти до нуля за два года, подчеркнем, до снижения цен нефть и введения санкций к России экономисты объясняют попаданием обеих стран в «ловушку среднего уровня дохода». Здесь зарплата работников и номенклатуры повысились до такого уровня, что стоимость производимых в стране высокотехнологичных товаров, даже из импортных комплектующих, стала выше цен мирового рынка по причине низкой производительности труда по сравнению с развитыми странами. К примеру, цена станка с ЧПУ белорусского производства в начале 2015 года была в 2раза и более выше цены мирового рынка на такой же немецкий станок. С другой стороны, товары более низких технологических укладов (например, обувь, текстиль), потеряли конкурентоспособность по сравнению с товарами из развивающихся стран, где оплата труда ниже.

Выход из ловушки «среднего уровня дохода» только один – модернизация производства, переход к рыночной экономике и включения отечественных предприятий в интернациональные сети производства товаров. Выход из этой ловушки может занять десять и более лет.

После снижения цен на нефть и введения санкций (2-е полугодие 2014г.), в 2014 началась рецессия. ВВП России за 2015-2016гг. снизилось на 3.1%, реальные доходы населения – на 9,1%. Оптимистический прогноз по ВВП на 2017 год -1,5% роста.

Вывоз капитала из России и рост венных расходов давят на экономику

«В России сохраняется неблагоприятный инвестиционный климат, существуют значительные финансовые и моральные издержки при организации и поддержании бизнеса, в том числе малых и средних предприятий» -пишет В. Андрианов – директор Департамента стратегического анализа и разработок Внешэкономбанка России, указывая на причины вывоза капитала. (https://www.ictsd.org/bridges-news)
По оценкам российских экспертов объем теневой экономики России в 2015 г. оценивался примерно в 43–46% ВВП. За период 2014–2015 гг. доля занятых в теневом секторе возросла с 16 до 20%. Такова примерно и доля малых и средних предприятий, которые уходят «в тень» из-за повышения страховых взносов, затянувшегося экономического кризиса и высокой коррупции. По данным «Трансперенси Интернешнл», Россия в течение последних 20 лет относится к числу наиболее коррумпированных стран мира. В 2015 г. в этом рейтинге из 167 исследованных стран Россия занимала 119-е место.. Рынок коррупционных услуг в России этой организацией оценивается в сотни миллиардов долларов в год.

В таких условиях частный капитал вывозится за рубеж не столько по классическим мотивам увеличения нормы прибыли, сколько с целью его сохранения в более стабильной и надежной экономической среде. Чистый вывоз частного капитала в 2014-2015 гг. составил 210 млрд. долл., что в 2 раза больше, чем в 2012-13 гг..

Увеличение вывоза капитала произошло в основном в результате санкций стран Запада после аннексии Крыма, ограничивших предоставление западными банками кредитов российским заемщикам. В то же время российские инвесторы возвращают эти банкам ранее взятые кредиты.

Отток капитала и снижение доходов от их экспорта усугубили ситуацию в российской экономике. Спад ВВП за 2014 2017(1кв.) .составил 2,4%, реальных денежных доходов населения –на 9,8%. Спад в экономике был бы более глубоким, если бы ее не поддержали расходами ЗВР и Резервного фонда, которые сократились за рассматриваемый период на 110 млрд. долл.

Итоги развития экономики в 2016 году- прекращение рецессии, начавшейся в начале 2015 года, рост ВВП на 0,2% и прекращение чистого оттока капитала - вызваны коньюнктурными факторами. Во-первых, динамикой цен на нефть Brent. В начале года она была минимальной (34,7 долл., январь) и до конца года повышалась. (сентябрь - 49, декабрь - 56 долл.). Во-вторых, высокой процентной ставкой ЦБ России. В третьих, решением правительства, обязывающее акционерные компании (а это, в основном, госкорпорации) выплачивать дивиденды в сумме не менее 50% от своей чистой прибыли. В четвертых, была оказана поддержка экономики из Резервного фонда (в 2016 году он сократился на 33 млрд. долл.). Указанные факторы существенно повысили доходность российских ценных бумаг в 2016 году и остановили отток капитала и остановили снижение ЗВР России.

Не следует рассматривать упомянутый выход из рецессии как начало стабилизации российской экономики. В долгосрочной перспективе для обеспечения баланса бюджета России, по оценкам специалистов, цена нефти должна превысить 82 доллара за баррель (сейчас она колеблется около 50 долларов). Пока не просматриваются и другие факторы экономического роста.

Федеральный бюджет принятый на 2017 год предусматривает некоторое сокращение доходов и расходов бюджета (на 5%-6% в постоянных ценах). В большей степени сокращаются расходы на высшее образование, медицину и жилищно коммунальное хозяйство. Например. расходы на образование сокращаются на 22%. Количество бюджетных мест в ВУЗах сокращается на 40%, снижается размер стипендий, сокращаются на 20% учебные программы и предусматривается массовое увольнение преподавателей. Значительно снижаются и расходы на ЖКХ (2017г. - 79, 2018- 58 и 2019г- 28 млрд. руб.). С другой стороны, в бюджете предусмотрены субсидии госкорпорациям.

Отметим, что большое давление на экономику оказывают расходы бюджета на оборону, которые возросли с 1% ВВП в 2010 году до 4,4% -в 2017 году.

Светлое будущее не просматривается

Из возможных вариантов дальнейшего развития страны группа квалифицированных экспертов из среды ученых считает наиболее вероятным вариант инерционного развития или вариант «закручивания гаек» (73,6%). Варианты, которые хотя бы и в отдаленной перспективе ведут к выходу из кризиса, имеют малую вероятность быть принятыми в современной России- 26,3%). Вот вероятный сценарий развертывания событий в России , который рассматривается российскими учеными.

«В ближайшие пять лет мы будем вынуждены иметь дело с постепенным обесценением социальных обязательств государства. По нашим оценкам, финансирование социальной сферы в реальном выражении к 2018 году снизится на 25-30%, т. е. фактически ее ресурсное обеспечение вернется к уровню 2007 года.» (Н. Акиндиева, Я. Кузьминов, Е Ясин Экономика России: перед долгим переходом В. Э. 2016, №12, стр. 30). В этой ситуации можно ожидать повышение пенсионного возраста, отказа от выплаты пенсий работающим пенсионерам и стипендий, будет снижаться качество социальных благ (образование, здравоохранение, ЖКХ) и т. д.

Уже к 2018 году этот процесс станет очевидным для абсолютного большинства граждан… От более массовой группы следует ожидать протестной «левой» реакции…Все, что можно может сделать в этом случае государство – не допустить объединение протеста «клиентов» с протестом «профессионалов» -врачей медсестер, учителей» С этой целью государство должно реализовать наконец, повышение зарплаты «профессионалам» , обещанное еще в 2012 году в указах президента Путина. В противном случае такая консолидация «размоет базу социально-политической поддержки существующей власти». Если это произойдет, то «массовые группы населения …станут решать возникающие проблемы самостоятельно» (стр.31).

Автор: Леонид Злотников

Источник: Народная воля, август 2017 год

Размещено с согласия автора

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family