wrapper

Новости - слайдер на главной

В последние годы  независимые эксперты выражали тревогу по поводу низкого уровня образования в Беларуси. Страсти несколько улеглись, когда в мае 2015 года власти Беларуси приняли решение о вхождении в общеевропейское образовательное пространство («Болонский  процесс»). Но повысит ли это решение уровень образования в Беларуси, не будет ли потеряно время в надеждах на «болонский процесс»? В этой связи представляет интерес опыт повышения качества образования в России,  вступившей в Болонский процесс  еще в 2003 году.   

В конце ноябре 2016 года  в Москве состоялась пресс-конференция на тему: "Результаты независимой оценки качества образования вузов РФ 2016". В ходе пресс-конференции были представлены результаты мониторинга деятельности российских вузов, проведенного МИА "Россия сегодня" при поддержке Министерства образования и науки РФ «в рамках реализации мероприятий по независимой оценке качества образования для анализа и распространения лучших практик в системе высшего образования». 

Справочно. МИА "Россия сегодня» – это  международная медиагруппа, миссия которой является оперативное  освещение событий в мире и представление  различных взглядов  на ключевые события   в мире.

По результатам мониторинга  были рассчитаны две оценки качества работы  российских вузов: по результатам опроса студентов и по отчетности вузов. Интегральная оценка студентами своего вуза  суммировалась  по ответам  студентов  на  9 вопросов (например,  о наличии  и полноте сведений  в интернете о ВУЗе и его преподавателях, возможности интерактивного взаимодействия студента и ВУЗа, доброжелательности к студентам  его персонала и т. д.). И только  один вопрос из девяти касался качества образования. Если бы  все опрошенные дали бы  низшую оценку  по этому показателю качества, то это незначительно сказалось бы на интегральном показателе ВУЗа.  

Другая группа показателей – это обобщение показателей  отчетности ВУЗов (средний балл ЕГЭ у зачисленных, число научных публикаций и их цитируемость, число лицензионных соглашений на работника ВУЗа и т. д.). Итоговые оценки качества образования после такой «независимой» оценки почти у всех  503 российских  ВУЗов оказались  удивительно высокими – 8-9 баллов (из 10 возможных).

Отметим, что «независимая  экспертиза» проводилась организацией,  некомпетентной   в проведении  социологических опросов. Анкета  для заполнения студентами  была вывешена на сайте  информационного  агентства  «Россия сегодня»  и непонятно, кто ее заполнял (не говоря уже о «случайной  выборке», оценке достоверности результатов   и прочих тонкостях).  Оценку производили не эксперты, а сами студенты, да еще на основе вопросов, имеющих слабое отношение к оценке качества обучения.   Не лучше ситуация и с отчетностью ВУЗов.  Публикации по результатам многочисленных «научных» конференций набиты  статьями  «для отчета», представляющими  компиляцию  известных текстов.  «Научная новизна»  в них встречается столь же редко, как и крупицы золота.

Обнародование  радужных результатов «независимой» оценки  качества образования произошло через три месяца после назначения Ольги Васильевой Министром образования и науки  России. Васильева  специалист по богословию и истории религий. Ее назначение первоначально вызвало в обществе надежды  на  освежающие реформы в отрасли, но  эти надежды быстро улетучиваются.  Вместо  проведения  реформ в образовании,  она начала делать заявления, что   «Сталин при всех недостатках — государственное благо», что следует  преподавать основы православия с 1-го класса школы, предложила именовать один из мостов в Петербурге именем Ахмата Кадырова,  акцентировала   внимания на воспитании у молодежи патриотизма.  

Появление  «независимой» экспертизы  с высокой оценкой качества высшего образования в России, свидетельствует, весьма вероятно, о запросе  российского руководства на развитие у молодежи патриотизма, а не уровня образования. Поскольку   последнее плохо сочетается с первым (прим. образование ослабляет противостояние людей, основанном на инстинктивной  враждебности “мы-они”. – Л.З.). 

На самом деле уровень образования и науки  в России  после вступления в Болонский процесс снизился. Для иллюстрации  этого  утверждения мы приведем лишь несколько высказываний двух российских  экспертов.

Вот несколько высказываний педагога  высшей школы, хорошо знающего кухню высшего образования в России (пожелавшего остаться инкогнито): 

«Про бакалавров вообще промолчу, они экзамен за детский сад сами не сдадут, не то, что вузовский. Процентов 90 точно  … 

сегодня профессор получает 15-20 тыс., а наш местный дворник – примерно столько же…

ликвидировать по существу высшее образование в России оказалось проще простого: достаточно было унизить весь ППС  (профессорско-преподавательский состав – ред.) до уровня бомжей и вменить им в обязанность кормить вуз, а не наоборот...

…между дипломами и образованием потеряна корреляция. Диплом больше ни о чем не говорит. Но в мире статуса он действует как дополнительная медалька на лацкане. Ведь на работу берут все равно только по родству, знакомству и т.п.

….Когда я просматриваю курсовые и дипломы, я вижу титаническую работу преподавателей. А больше никого. Потому что эти курсовые и дипломы и пишут в основном преподаватели. Что особенно ясно из мычания на трибуне во время защит.

…А потому куда должна уходить наука в России? В подполье! По крайней мере, за пределы вузов. Такого еще в истории не бывало, но факт. В современной России наука находится за пределами «мелового круга» официальной работы ученого. Все известные мне пишущие пишут вопреки, а не благодаря. Бред какой-то».

Приведем еще  несколько высказываний из публикаций Александра Привалова, редактора популярного российского  журнала «Эксперт» (№35и №37,  2016): 

«Мы поздравляем  с успешным окончанием  средней школы людей, показавших по еще не совсем забытым советским меркам – знания в лучшем случае пятиклассника.

…Молодые и способные  бегут если не из страны, так из отрасли…. Сегодняшний статус педагога – что-то между охранником в гастрономе и бомжем… Всякий чиновник обо всякого педагога в любую минуту может вытереть ноги. 

…Дикие, нигде на свете невиданные нагрузки  сопровождаются подчеркнутым неуважением к педагогической работе.. Ну не должен  ректор получать во многие десятки раз больше доцента – это безумие.

Конечно,  есть гимназии,  лицеи и университеты, где собраны хорошие кадры преподавателей,  отобраны лучшие слушатели и студенты, и где дают хорошее образование. Но это уже  скорее исключение из правила, которое, как говорится, погоды не делает». 

 

Автор: Леонид Злотников

Источник: EKONOMIKA.BY

Картинка на заставке к новости: Большая онлайн библиотека e-Reading

Другие публикации автора по теме

Когда идеология первична, прогресс — вторичен (2007, Белорусы и рынок)

 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Материал публикуется в порядке обсуждения.

 

1 Comment

  • Comment Link Василий Saturday, 24 December 2016 15:38 posted by Василий

    Концовка какая то не "экономическая" (статья то экономиста). Нет бы так бодро возрадоваться - ну вот, а у нас с этим полный порядок, что позволяет нам надеяться, что в наши вузы косяком потянутся российские и казахские (хотя эти вряд ли - у них в ведущих вузах английский - второй обязательный язык) абитуриенты... и так далее, что позволит нашим вузам перейти на полное самообеспечение, финансировать вузовскую науку, а также как и сейчас достойно оплачивать труд лучших преподавателей....Или информации не хватило о местных реалиях? Или наши "исследователи" еще более некомпетентны, чем российские? Мнение российских экспертов есть, мнения Злотникова не обнаружил.

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family