wrapper

Новости - слайдер на главной

Число белорусских экспортных товаров, которые обладают выявленными сравнительными преимуществами, увеличилось за последние восемь лет со 126 до 164 (на 38 позиций). Однако в экспортной корзине выросла доля сырьевых и ресурсоемких товаров.

В 2016 г. Беларуси удалось укрепить позиции на мировом рынке по экспорту определенных видов товаров, что привело к увеличению продуктивности белорусской экспортной корзины. К такому выводу пришел автор исследования Светлана Судник.

Выяснилось, что в 2016 году перечень видов товаров, которые обладают выявленными сравнительными преимуществами, по сравнению с 2008 годом, увеличился на 38 позиций и включает 164 товара. При этом число товарных позиций с высокими сравнительными преимуществами выросло с 20 до 33. Эти товары относятся преимущественно к целлюлозно-бумажной, пищевой (в основном молочной) промышленности, текстильной промышленности, машиностроению.

Анализ структуры экспорта белорусских товаров с выявленными сравнительными преимуществами показал изменение в сторону увеличения доли сырьевых и ресурсоемких товаров в 2016 году по сравнению с 2008 годом. Например, доля среднетехнологичных товаров  в экспортной корзине Беларуси снизилась с 56,8% в 2008 г. до 40,3% в 2016 году. При этом доля ресурсоемких товаров и сырья за этот период выросла с 24,5% до 41,6% (рис. 1).

 

Рис. 1. Состав выявленных сравнительных преимуществ в экспорте Беларуси

Источник: Банковский вестник, №9, 2017. С. 37

По расчетам автора исследования, продуктивность экспортной корзины Беларуси выросла с 38,5 в 2008 году до 47,2 в 2016 году. Для сравнения этот показатель составляет у России – 37,9, Литвы – 52,4, Польши – 65,3, Чехия – 70,2. При этом наибольший вклад в рост данного показателя внесли такие товары, как удобрения, молочные продукты, грузовые автомобили и тракторы.

В этой связи, как отмечает Светлана Судник, приобретение сравнительных преимуществ в данных категориях не способствует устойчивому повышению показателя продуктивности экспортной корзины (EXPY) страны в связи с возникающими рисками колебаний мировых цен на сырье.

В исследовании были также определены товары, которые являются для Беларуси так называемыми «низко висящими плодами».  Под такими плодами понимаются товары, в экспорте которых страна пока не достигла сравнительного преимущества, но потенциал для производства и экспорта которых существует.

Исходя из значений таких показателей, как уровень продуктивности каждого товара (PRODY), индекс выявленных сравнительных преимуществ (RCA), и др., ученый пришел к выводу, что к «низко висящим плодам» в Беларуси относится продукция таких отраслей, как производство строительных металлических конструкций, производство хлебобулочных изделий, сельскохозяйственное производство, производство целлюлозы, бумаги и картона и др. В свою очередь анализ продуктивности и плотности экспортных товаров, сгруппированных по кластерам, свидетельствует о том, что наиболее перспективными отраслями в Беларуси в 2016 г. явились –химическая, машиностроение и лесоматериалы, в то время как в 2008 г. к таким можно было отнести – лесоматериалы, животноводство и машиностроение. Также в обоих случаях наиболее перспективными являлись трудоемкие отрасли.

Тем не менее, по мнению эксперта, «вероятность того, что движение в направлении развития экспорта потенциально перспективных товаров, определенных с помощью использованной методики, может стать драйвером роста экономики невысока, так как имеющиеся в стране производственные возможности не в полной мере подходят для выпуска этих продуктов, что отражается в относительно низких объемах их экспорта». Более того, выявленные «низко висящие плоды» не относятся к высокотехнологичным продуктам, что определяет низкий потенциал развития этих направлений экспорта», – заключает Светлана Судник.

Справка.

Для оценки продуктивности экспорта был использован ряд показателей в рамках методики, предложенной Р. Хаусманом, Дж. Хвангом и Д. Родриком, а именно: уровень продуктивности каждого товара (PRODY), индекс выявленных сравнительных преимуществ (RCA) и продуктивность экспортной корзины (EXPY). Кроме того, на основе методики, предложенной Хаусманом и Клингером, были использованы показатели приближенности товара по отношению к каждому из других товаров экспортной корзины, необходимые для измерения степени плотности нынешней экспортной корзины. На основе базы данных ООН о международной торговле товарами Comtrade были произведены расчеты показателей по 775 видам товаров, экспортируемых Беларусью.

 

Результаты исследования опубликованы в научной статье в журнале «Банкаўскі веснік» (№9, 2017 год).

 

Авторы: Диана Милош Диана, Анастасия Тегака

Источник: EKONOMIKA.BY

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family