wrapper

Новости - слайдер на главной

27-12.20_copyЗаканчивается 2010 год – последний год реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы. Каковы же результаты?

Каковы же результаты, насколько Беларусь продвинулась по пути строительства «экономики знаний»? Об этом наша беседа с директором по развитию Республиканской конфедерации предпринимательства, руководителем проекта «Виртуальная интеллектуальная биржа коммерческих идей и проектов» ДМИТРИЕМ КРУПСКИМ:

– Реальные достижения в деле перехода национальной экономики Беларуси на инновационный путь развития достаточно скромные. Так, в рамках созданного в 2006 году Парка высоких технологий (ПВТ) получила определенное развитие экспортно-ориентированная ИТ-индустрия, в 2009 году резидентами экспортировано услуг на $102,5 млн., что очень даже неплохо! Активно росла численность самих резидентов ПВТ, составившая ныне более 80 ИТ-компаний. Широкое распространение получили в Беларуси мобильная связь и Интернет-коммуникации. По некоторым оценкам, численность белорусов постоянно пользующихся Интернетом достигло 0,5 млн. жителей или 5% от всего населения страны, что является одним из лучших показателей в СНГ. Получили определенное развитие высокие медицинские технологии в здравоохранении. В Беларуси сформирован банковский сектор, в полном объеме использующий самые современные финансовые технологии. Создан серьезный задел для развития био- и космических технологий.

– Именно вышеуказанные отрасли и технологии  развивались синхронно с аналогичными направлениями в странах мирового технологического авангарда.

– Что касается выполнения параметров Госпрограммы инновационного развития Республики Беларусь, то здесь ситуация весьма неоднозначная. С одной стороны, большинство количественных показателей выполнено. Однако если говорить о качественных показателях, то результат скорее отрицателен.  Так, по замыслу авторов Госпрограммы предполагалось добиться следующих качественных изменений в области инновационного развития экономики:

-во-первых, создать базовые компоненты и институциональные структуры Национальной инновационной системы Беларуси;

-во-вторых, укрепить связи науки, образования, производства и рынка в инновационном процессе;

-в-третьих, создать рынок научно-технической продукции;

-в-четвертых, наладить механизмы коммерциализации нововведений, включая объекты интеллектуальной собственности;

-в-пятых, усилить инновационную конкуренцию и роль инноваций как основного катализатора инвестиций;

-в-шестых, обеспечить концентрацию финансовых и кадровых ресурсов на приоритетных направлениях инновационного развития отраслей и регионов;

-в-седьмых, обеспечить удовлетворение спроса реального сектора экономики на инновации.

– Ничего подобного в масштабах нашей страны не наблюдается. Возможно, где-то есть локальные успехи, однако, на общем фоне они практически незаметны. Да и если проанализировать те проекты, которые реализовывались в рамках Госпрограммы, а их было более одной тысячи, то реально инновационными из них являются  не более 8-10 %, если взять в качестве критерия инновационности скачкообразный рост производительности общественного труда. К тому же, созданные за период реализации Госпрограммы 11 тысяч новых рабочих мест – не те цифры, которые демонстрируют  впечатляющие достижения в инновационной сфере…

– И что из этого следует?

– Что национальная экономика продолжала развиваться на индустриальной основе. Да, реализован ряд успешных инвестиционных проектов, таких, например, как  организация производства бесшовных труб на базе Белорусского металлургического завода; создана новая подотрасль – комбайностроение – на базе РУП «Гомсельмаш»; налажен выпуск автобусов и сложной бытовой техники…

Однако в целом, следует прямо признать, что переход национальной экономики Беларуси на инновационный путь развития так и не состоялся. Доля 5-го техноуклада в ВВП Беларуси составляет оценочно не более 10-12% (в странах «ядра» ЕС – более 50%), доля высокотехнологичного экспорта – в пределах 2-3% от всего объема экспорта (в ЕС – порядка 17%).

– Все мы наслышаны о проблемах, связанных с поставками и стоимостью российских топливно-энергетических ресурсов. Приведу лишь несколько красноречивых цифр, чтобы продемонстрировать, насколько энергоемкой является наша индустриальная экономика. Так в 2004 году затраты Беларуси на производство 1-ой тысячи ВВП составили 410 кг. топлива в нефтяном эквиваленте, тогда как в ФРГ – 150 кг., во Франции и Италии – около 170 кг., в Польше и Швеции – 210 кг. соответственно. К 2010 г. нашей страной за счет неимоверных усилий по энергосбережению этот показатель был уменьшен почти на 30%, при этом мы вышли на уровень порядка 290 кг., что явно недостаточно… А ведь резервы снижения потребления энергоресурсов отнюдь не безграничны, и упираются в технологический уровень промышленности.

Между тем, если говорить о добавленной стоимости в цене произведенной продукции и оказанных услуг, то здесь в Беларуси складывается не менее интересная картина:

-добавленная стоимость в промышленности – 28%;

-добавленная стоимость в сфере услуг -60-65%;

-добавленная стоимость в сфере ИТ-услуг – 80%.

Таким образом, сама жизнь подталкивает нас к проведению  структурной перестройки и форсированному развитию высокотехнологичного сектора экономики.

– Как Вы полагаете, в случае вовлечения частного бизнеса в процесс строительства «экономики знаний», Беларусь перейдет на путь инновационного развития?

– Я бы так однозначно не утверждал. Наш белорусский менталитет таков, что никто из частников «по целине» не пойдет, особенно, если это касается организации производства  действительно новой продукции, не имеющей аналогов в мире. Абсолютное большинство инноваций, получивших распространение в Беларуси с помощью частной инициативы, являются таковыми лишь для нашей страны, то есть на белорусский рынок пришли те товары и услуги, которые уже прошли «обкатку» на рынках других стран.

– Специфика Беларуси такова, что государство  исторически являлось ключевым предпринимателем и инноватором.  И лишь после того, как государство создаст определенные организационно-правовые условия и обеспечит подготовку кадров, владеющих современными технологиями, лишь тогда на подготовленную почву придет частный бизнес.

В качестве иллюстрации моего тезиса выступает пример с Парком высоких технологий, где сейчас сконцентрирована ИТ-индустрия  представленная, в абсолютном своем большинстве, частными компаниями, работающими на экспорт, и способными обеспечить производство и реализацию конкурентоспособной на мировом рынке  продукции. Таким образом у белорусского бизнеса уже есть опыт создания высокотехнологичных компаний, и именно частный бизнес в ИТ-индустрии выступает теперь лидером в распространении технологий 5-го техноуклада в Беларуси. И то, что государство сполна использовало потенциал частного бизнеса в ИТ-сфере, и пошло на создание ПВТ, - уже есть живой пример успешного частно-государственного партнерства в нашей стране.

Поэтому, если мы говорим о развитии частно-государственного партнерства в области новых и высоких технологий, то первыми шагами государства  должны стать развертывание подготовки специалистов соответствующей квалификации, во-первых; а затем инициация и последующая реализация конкретных национальных программ и проектов, например, в сфере нано- и биотехнологий, финансово интересных частному бизнесу, во-вторых. Риски «первопроходца» наш белорусский бизнес брать на себя не станет, и не стоит  обольщаться  на сей счет.

– В свете вышеизложенного, что, по Вашему мнению, необходимо предпринять, чтобы кардинально изменить ситуацию к лучшему?

– В свое время еще классик заметил, что, не решив общие проблемы, мы будем постоянно спотыкаться о частные (В.И. Ленин). На мой взгляд, перевод экономики Беларуси на путь инновационного развития - осуществим только в контексте комплексной модернизации Беларуси, затрагивающей ключевые сферы жизнедеятельности общества. И модернизация экономики здесь выступает лишь одним из направлений движения к избранным целям. Я убежден, что лишь за счет концентрации усилий по формированию в нашей стране основ постиндустриального общества и развитию национальной государственности, можно обеспечить сохранение суверенитета и независимости белорусского народа в условиях глобальной нестабильности.

В этой связи, в августе-сентябре 2010 г. коллективом ученых и практиков, действующих под эгидой Республиканской конфедерации предпринимательства был разработан проект Концепции комплексной модернизации Беларуси. Этот 55-ти страничный документ, который определяет стратегию развития нашей страны в период 2011 -2030 г.г., был отправлен на рассмотрение Администрации Президента Республики Беларусь, с ним были ознакомлены ключевые фигуры публичной политики Беларуси. Презентация Концепции комплексной модернизации Беларуси состоялась на 4-ом Всебелорусском народном собрании и на Национальной конференции по проблемам развития гражданского общества в Беларуси.

– И каковы результаты?

– Программные установки, заложенные в проект Концепции КМБ оказались восприняты как действующей властью, так и рядом кандидатов в Президенты Республики Беларусь. Если проанализировать доклад А.Г. Лукашенко на 4-ом Всебелорусском народном собрании, и сопоставить его с текстом Концепции, то аналогии просматриваются весьма четко.

Другое дело, ключевой вопрос сейчас – будут ли подкреплены тезисы этого доклада практическими действиями по реализации озвученных программных установок. Между тем, полной ясности в этом нет, ибо на конференции 20 декабря 2010 г. вновь избранным  Президентом РБ А.Г. Лукашенко было сказано, что «нет никаких оснований говорить о проведении нового курса, не надо строить иллюзий на этот счет…»

– Если так случится, то долговременные последствия для Беларуси будут весьма тягостными и драматичными, ибо уже сейчас очевидно, что страны мирового технологического авангарда стремительно уходят вперед в формировании нового технологического и социально-экономических укладов, и никто не станет ждать, пока Беларусь наконец осмыслит происходящее, раскачается и приступит к форсированной модернизации. В конце концов, напомню, что за ошибки правителей страны, обычно расплачиваются простые граждане…

 

Источник: ЭКОНОМИКА.BY

Tagged under
  • ,

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family