wrapper

Новости - слайдер на главной

31-05-12-09Генеральный директор Польско-белорусской торгово-промышленной палаты (ТПП). Закончил факультет Экономики производства в Высшей школе планирования и статистики в Варшаве. Руководил предприятиями, представлял общественно-профессиональные организации работников сельского хозяйства. Выступал автором статей и книг в области экономики, планирования и инвестиций.

Статус соседствующих государств не всегда обеспечивает паритет и стабильность в экономических отношениях.

В 2011 году ранее положительное сальдо в торговле с Польшей переросло в отрицательное, достигнув по данным Министерства экономики Польши $506,5 млн (по данным Национального статкомитета Беларуси положительное сальдо составило всего $166 млн). Общий товарооборот между республиками за прошедший год составил $3,2 млрд (по белорусским данным товарооборот составил $2,4 млрд). С долей 3-5% от товарообращения страны Польша замыкает шестерку крупнейших торговых партнеров Беларуси.

Интерес соседей в экономической либерализации Беларуси огромен. В середине апреля Министерство иностранных дел и Биржа ценных бумаг Польши, а также польские НПО выступили со-организаторами конференции по приватизации в Варшаве. Однако на конференции не прозвучало мнений представителей бизнеса.

Как же на самом деле формируются отношения между предпринимателями двух стран, и какие объекты могут быть интересны польским инвесторам в случае приватизации? С этими вопросами мы обратились к Казимежу Здуновски, генеральному директору Польско-белорусской торгово-промышленной палаты (ТПП).

– Какие существуют возможности для польских инвесторов в Беларуси?

– Самые лучшие! Приведу пример. Польская компания «Инкофуд» осуществила крупную инвестицию на территории СЭЗ «Брест» в 2001 г. Построили завод вместе с белорусскими партнерами. Сейчас строят очередную фабрику в Украине, но уже как совместный польско-белорусский проект.

Другой пример – это компания «Атлас» [производитель строительной химии и поставщик сырья – прим. BEL.BIZ], которая искала новые рынки. Найти рынок – это в первую очередь найти партнера. Таким партнером оказался «Тайфун» в Гродненской области. «Атлас» купил эту компанию вместе с ее проблемами и достижениями. Два года ушло на обучение тому, как работать в конкретных условиях. Как только появилось понимание белорусского рынка, решили построить завод. Сейчас это предприятие является самым современным во всей группе «Атлас».

– Как вы помогаете белорусским инвесторам в Польше?

– Белорусские компании еще не используют все возможности в Польше. Частные предприятия пока не проявляют интерес к борьбе за трудный рынок и твердые деньги, так как их приоритет в рамках ЕврАзЭС известен. Там им проще зарабатывать, чем в Польше или ЕС. Беларусь выиграла в лотерею за одну ночь. Теперь нужно закрепить преимущества путем модернизации предприятий и создания новых.

– Как и когда лучше проводить приватизацию?

– Экономисты знают, как сделать из частного предприятия государственное. Но никто еще не решил вопрос, как проводить приватизацию. Что такое приватизация? Как приватизировать? Кому принадлежат объекты? Народу? Значит нужно делать приватизацию через народ!

– Оправдает ли себя ваучерная приватизация в условиях слабо развитых финансовых институтов, отсутствия рынка ценных бумаг?

– А кто сказал, что этот рынок ценных бумаг должен быть? Все методы приватизации имеют свои преимущества и недостатки. Приведу пример из польского опыта. Во фруктово-овощном секторе существовало множество крупных и небольших предприятий в районах. Теперь их почти не осталось, хотя все были «настоящими» методами приватизированы! Кто покупает фабрику, чтобы ее закрыть? Тот, кто имеет собственное производство, но не имеет рынка. Тем не менее, многие компании, приватизированные в Польше, развили деятельность, перешли в новые сектора, переросли в международные холдинги.

А как сделали приватизацию в Чехии? Покажите предприятия, которые не работают? Большинство работает! Предприниматели и менеджеры активны. Приватизация – это не точная наука. Хочу подчеркнуть, что каждая страна выбирает свой путь. Главное, чтобы приватизация проводилась для граждан конкретного государства, а не абстрактного инвестора.

[В Польше в 90-х кроме ваучеров использовался радикальный метод банкротства предприятий и распродажи имущества в целях выплаты займов. Правительство Чехии оптимально объединило денежную (выкуп, аукционы) и массовую (ваучерную) приватизацию, что обеспечило темп развития и высокий уровень занятости – прим. BEL.BIZ]

– Есть ли объекты, которые интересны польским инвесторам?

– Да, компания «Атлант», которая выпускает холодильники. Это очень интересное производство, у компании есть рынок и известный бренд. Там могут быть серьезные инвестиции. Но есть и другие предприятия, работающие на внутренний и региональный рынок, но они нуждаются в модернизации, освоении современных технологий, новых методах управления и ориентире на европейских заказчиков. Сейчас нужны инвестиции, не притягивающие внимания политиков и средств массовой информации, а обеспечивающие создание рабочих мест, достойную оплату труда и приличную рентабельность.

– С какими сложностями сталкиваются предприниматели в Беларуси?

– Я не знаком с примером того, чтобы какой-то предприниматель хотел организовать бизнес, сотрудничество или инвестиции и не смог, или чтобы ему кто-то помешал. Я с этим не сталкивался, а работаю в ТПП уже четыре года. Но есть много глупостей и с белорусской и с польской стороны. Например, на границе. Было время, когда таможенники двух стран работали вместе, но теперь не могут договориться. Но это как власть, которая происходит от Бога, а я политикой не занимаюсь. А вообще хорошо там, где большая покупательская способность и мало конкурентов, чего желаю нашим белорусским коллегам в бизнесе.

 

Автор: Наталья Коробко

Источник: BEL.BIZ

 


 

Tagged under
  • ,

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family